«Царская Россия накануне революции».
«Дни царской власти сочтены; она погибла, погибла безвозвратно; а царская власть - это основа, на которой построена Россия, единственное, что удерживает ее национальную целостность... отныне революция неизбежна; она ждет только повода, чтобы вспыхнуть. Поводом послужит военная неудача, народный голод, стачка в Петрограде, мятеж в Москве, дворцовый скандал или драма - все равно, но революция - еще не худшее зло, угрожающее России. Что такое революция в точном смысле этого слова?.. Это замена, путем насилия, одного режима другим. Революция может быть большим благополучием для народа, если, разрушив, она сумеет построить вновь. С этой точки зрения революции во Франции и в Англии кажутся мне скорее благотворными. У нас же революция может быть только разрушительной, потому что образованный класс представляет в стране лишь слабое меньшинство, лишенное организации и политического опыта, не имеющее связи с народом. Вот, по моему мнению, величайшее преступление царизма: он не желал допустить, помимо своей бюрократии, никакого другого очага политической жизни. И он выполнил это так удачно, что в тот день, когда исчезнут чиновники, распадется целиком само русское государство. Сигнал к революции дадут, вероятно, буржуазные слои, интеллигенты, кадеты, думая этим Россию. Но от буржуазной революции мы тотчас перейдем к революции рабочей, а немного спустя, революции крестьянской. Тогда начнется ужасающая анархия, бесконечная анархия...
Анархия на десять лет... Мы увидим вновь времена Пугачева, а может быть, и еще худшие...»
а) Как вы думаете, бывают ли прогрессивные революции? Можно ли согласиться с К. Марксом, назвавшим революции «локомотивами истории»? Есть ли какие то закономерности в ходе любых революций? При ответе используйте мнение П.Н. Милюкова о том, что в русской революции можно найти общую для всех революций логику: «С одной стороны, не старого порядка добровольно и вовремя уступить, с другой - невозможности для разыгравшихся раз народных страстей сразу успокоиться и добровольно согласиться на компромисс». Какие еще общие для революций как исторического феномена черты вы можете назвать?
б) Почему М. Палеолог полагал, что в России может быть только разрушительная революция? Согласны ли вы с мнением М. Палеолога о роли чиновничества в деле созревания революционных событий?
в) Можно ли было предотвратить революцию?
Церковный раскол Русской православной церкви представляет собой движение религиозного-политического характера, которое произошло в 17 веке.
Был организован кружок ревнителей благочестия. Члены этого кружка выступали за унификацию церковных текстов и правил. Но по какому виду необходимо тексты и правила унифицировать не было единогласия. Половина выступала за греческий образец, а другая – за древнерусский.
Но причин было больше.
1. Россия стремилась получить престиж среди прочих государств, исповедующих православие. В частности, Филофей говорил о Москве как о 3 Риме. Чтобы стать центром православия было необходимо иметь поддержку православных греков. Поэтому нужно было ввести унификацию по греческому образцу.
2. Присоединение новых территорий, которые исповедовали православие требовало единения, а унификация церковных правил и обрядов бы объединить Россию и новые территории (например, часть Украины, которая была присоединена в 1654 году).
3. Власть нашла инструмент, который позволил бы установить или поддержать национальное единство. После Смуты все еще было много протестов. И такая система «скреп», наверное, должна была
4. И, наконец, единственная религиозная причина – несоответствие византийским канонам. Требовались поправки для церковных правил.