Традиційно період Високого Середньовіччя обмежують так: з ХІ до XIV століття.
Объяснение:
Согласно описанию профессора А. М. Панченко, 6 января 1681 года царь отправился с большим количеством народа на водоосвящение. В это время старообрядцы учинили погром в Успенском и Архангельском соборах Кремля. Они мазали дёгтем царские ризы и гробницы, а также ставили сальные свечи, считавшиеся нечистыми в церковном обиходе. В это время толпа возвратилась, и сподвижник восставших, Герасим Шапочник, стал кидать в толпу «воровские письма», на которых были изображены карикатуры на царя и патриархов. Одна из таких карикатур дошла до наших дней, на ней изображены патриархи Паисий Александрийский, Макарий Антиохийский, Никон, а также Павел Сарский и Подонский и Иларион Рязанский. Подписи гласили: «окаянный», «льстец», «баболюб», «сребролюбец», «продал Христа»[1].
Интерпретация восстания спорна, поскольку основывается исключительно на приведенном профессором Панченко тенденциозном «объявлении» Синода от 1725 г., которое было написано по поводу отобранной у московских старообрядцев иконы с ликом протопопа Аввакума с целью очернить последнего:
Долголетно седя в пустозерской земляной тюрьме, той безсовестный раскольник (Аввакум. — А. П.) <…> утоля мздою караул, посылал ко единомысленным своим в Москву, котории во время царствования <…> Феодора Алексеевича, пришествии его величества на иордань в день святаго Богоявления, безстыдно и воровски метали свитки богохульныя и царскому достоинству безчестныя. И в то же время, как татие, тайно вкрадучися в соборныя церкви, как церковныя ризы, так и гробы царския дехтем марали и сальныя свечи ставили, не умаляся ничим от святокрадцев и церковных татей. Сея вся злодеяния быша в Москве от раскольников наущением того же расколоначальника и слепаго вождя своего Аввакума. Он же сам, окаянный изверх, в то же время <…> седя в вышеозначенном юдоле земляныя своея тюрьмы, на берестяных хартиях начертывал царския персоны и высокия духовныя предводители с хульными надписании, и толковании, коризнами.Ежелгі Рим - біз білетіндей көне дәуірдің мәдениет ошағы болып табылады.Бұған бір дәлел, Римнің мәденеті қалыптасқан кезең,яғни б.з.б 8 -4 ғасырлар.Сол кезден бастап Римде сәулет өнері,сән, ғибадатхана мен мүсін өнері дамып,жоғары қарқын ала бастады.Тіпті,жан-жағындағы мемлекеттерді артта қалдырды.Сәулет өнері - б.з.б 1 ғасырдың 20 жылдары -б.з. 2 ғасыр аралығында шарықтады. Сонымен қатар, Грек театры мәдениеті жаңашаланып, Ежелгі Рим театрында өзінің дара жолын тапты.Б.з.д. 300 жылдары "ұлттық аттелана" комедиясы дүниеге келіп. Театр,ән,би,музыка элементтері мәдениеттің дамуына зор үлес қосты. Қорыта келе, Ежелгі Рим - "12 ғасыр"-дан астам кезеңді қамтитын тарихи,бай,мәдени көркем мұраны адамзатқа тарту етті.
Світова медієвістика вважає початком Середньовіччя падіння Західної Римської імперії наприкінці V століття (прийнято вважати, що імперія припинила своє існування 4 вересня 476 року, коли Ромул Август зрікся престолу). Щодо дати, яка позначила б закінчення епохи Середньовіччя, історики не мають єдиної думки.[1] Існують такі припущення: написання «Комедії» Данте Аліг'єрі (1321), падіння Константинополя (1453), винахід друкарства (середина XV століття), відкриття Америки (1492), початок Реформації (1517) або початок Англійської революції (1640). В останні роки українська медієвістика визначає закінчення періоду Середньовіччя до кінця XV — початку XVI століття.[2] Зазначимо, що будь-яка періодизація Середньовіччя носить умовний характер.