Начало восстания. Восстание началось с отдельных выступлений против Жангира и его подручных. С февраля 1836 года восстание в Букеевской Орде приняло национально-освободительный характер. Количество повстанцев увеличивалось. В конце октября 1836 года под знамена Исатая перешли еще 20 аулов. Скрыть
На войну славяне шли обычно пешими, в кольчуге, голову покрывал шлем, у левого бедра находился тяжелый щит, за спиной — лук и колчан со стрелами, пропитанными ядом; кроме того, они были вооружены обоюдоострым мечом, секирой, копьём и бердышом. С течением времени славяне ввели в военную практику и конницу. Личная дружина князя у всех славян была конной.
Постоянного войска у славян не было. В случае военной необходимости в поход выступали все мужчины носить оружие, а детей и жен с пожитками они укрывали в лесах. По свидетельству византийского историка Прокопия, склавины и анты отличались очень высоким ростом и огромной силой. Издревле летописцы отмечали у склавин и антов ловкость, выносливость, гостеприимство и любовь к свободе.
Особенностью развития славянских племён являлось отсутствие у них долгового рабства; рабами были только военнопленные, да и те имели возможность выкупиться или стать равноправными членами общины. По сообщению Прокопия, «эти племена, склавин и антов, не управляются одним человеком, но издревле живут в народоправстве, и поэтому у них счастье и несчастье в жизни считается делом общим». Вече (собрание рода или племени) было высшим органом власти. Делами ведал старший в роде (староста, господарь).
Древние источники отмечали силу, выносливость, хитрость и храбрость славянских воинов, которые к тому же владели искусством маскировки. Прокопий писал, что воины-славяне «привыкли прятаться даже за маленькими камнями или за первым встречным кустом и ловить неприятелей. Это они не раз проделывали у реки Истр». Маврикий сообщал об искусстве славян скрываться в воде: «Мужественно выдерживают они пребывание в воде, так что часто некоторые из числа остающихся дома, будучи застигнуты внезапным нападением, погружаются в пучину вод. При этом они держат во рту специально изготовленные, большие, выдолбленные внутри камыши, доходящие до поверхности воды, а сами, лежа навзничь на дне (реки), дышат с их и это они могут проделывать в течение многих часов, так что совершенно нельзя догадаться об их (присутствии)».
Во время сражений славяне широко применяли внезапные нападения на противника. «Сражаться со своими врагами, — писал Маврикий, — они любят в местах, поросших густым лесом, в теснинах, на обрывах; с выгодой для себя пользуются (засадами), внезапными атаками, хитростями, и днём и ночью, изобретая много (разнообразных Маврикий рассказывал, что в искусстве форсирования рек славяне превосходили «всех людей». Они быстро изготавливали лодки и на них перебрасывали на другой берег крупные отряды войска.
Славянские воины храбро сражались, следуя решениям, принятым на собрании племени. Готовясь к отражению надвигающейся агрессии, они давали клятву: стоять насмерть за отца и брата, за жизнь своих сородичей.
Плен у славян считался величайшим позором. Слово чести ценилось очень высоко, оно обязывало воинов в любых условиях быть верными ратному побратимству — наиболее древнему обычаю взаимовыручки и взаимо в бою. Князь Святослав перед битвой с греками в 971 году обратился к воинам со словами: «Нам некуда уже деться, хотим мы или не хотим — должны сражаться… Если же побежим, позор нам будет. Так не побежим же, но станем крепко, а я пойду впереди вас: если моя голова ляжет, то о своих сами позаботьтесь». Воины ответили: «Где твоя голова ляжет, там и свои головы сложим». В той жестокой сечи десять тысяч воинов Святослава одолели стотысячное войско греков.
Клятву славяне давали на щите и мече. Воинские клятвы славян были скреплены именем бога Перуна, поскольку он был покровителем княжьим и дружинным.
Утром с бодуна встал, долго искал стенку с зеркалом, затем долго рассматривал себя в этом эеркале. Жена крикнула из кухни "Вася, иди завтракать" Вспомнил "ВАСЯ"! Кофе с булочкой не смог осилить. Выпил стакан самогонки. Полегчало. Сегодня ответственный день. Сегодня нужно найти в земле, собрать и поставить в закрома родины ту картошку, что зарыли в поле еще весной. Никто уже не помнит где это было. или День крестьянина начинается с первыми петухами. Открыл глаза, умылся, взял ведра и отправился за водой. Работы у крестьянина всегда много, домашнему скоту приготовить и накормить, на земле потрудиться, во дворе поработать. День в работе проходит не заметно и не успевает крестьянин оглянуться, начинает темнеть. Пора отдыхать. И так изо дня в день. Отдохнуть можно только зимой, если весну, лето и осень готовился к зиме. или Крестьянский двор — это прежде всего жилой дом: четырёхугольная бревенчатая изба с печью-каменкой. Ну а я же человек хозяйственный, так что все это сам делал. Рядом с избой своею поставили мы погреба, хлева, сарай, сенник. Сам двор был огорожен. За его пределами сделал овины, житницы, амбары, а также баня. В овинах сушили хлебные снопы перед обмолотом, а необмолоченный хлеб и зерно хранили в житницах.
Работать я стал рано, я же не барин, а благородный трудолюбивый крестьянин! Вообще у нас трудиться начинают в раннем возрасте: все работо члены семьи, состоявшей чаще всего из супругов с неженатыми и незамужними детьми, имеют свои обязанности по хозяйству, которые неукоснительно выполняются. Сейчас я работаю в поле. Семья у меня хорошая, но живем мы бедно. платят мало.. .
Зато сын недавно женился. Молодые семьи «оженившихся» сыновей стремятся завести собственное хозяйство, выделиться из состава прежней семьи.
Начало восстания. Восстание началось с отдельных выступлений против Жангира и его подручных. С февраля 1836 года восстание в Букеевской Орде приняло национально-освободительный характер. Количество повстанцев увеличивалось. В конце октября 1836 года под знамена Исатая перешли еще 20 аулов. Скрыть
Народное восстание 1836–1838 годов