Герцог де Ришельё (фр. Duc de Richelieu) — герцогский титул в звании пэра Франции. Титул был создан 26 ноября 1629 году для кардинала Армана Жана дю Плесси де Ришельё который, будучи священнослужителем, не имел никаких наследников по прямой мужской линии, чтобы передать в наследство данный титул. Титул вместо этого отошёл его внучатому племяннику, Арману Жану де Виньеро, внуку его старшей сестры Франсуазы (1577—1615), которая вышла замуж за Рене де Виньеро, сеньёра Понкурлэ († 1625).
Арман Жан де Виньеро добавил фамилию кардинала дю Плесси к своей собственной, взял герб кардинала (d'argent à trois chevrons de gueules «sans meslange d'aulcunes autres») и получил титул герцога Ришельё и пэра Франции письмом-патентом в 1657 году.
Два новых обратных перехода имущественных прав к наследнику первоначального собственника титула произошли в 1822 году и в 1879 году. Сам Арман Эммануэль дю Плесси, герцог де Ришельё умер, не оставив наследника, но он добился разрешения передать титула герцога де Ришельё сыну своей единокровной сестры Симплиции, дочери Антуана-Пьера де Ла Шапель де Сен-Жан де Жюмильяка, с обратным переходом имущественных прав к потомкам своего младшего брата, если он сам умрёт без наследника. Смысл всего вышеизложенного в том, что в действительности титул перешёл к его племяннику.
1629—1642: Жан Арман дю Плесси де Ришельё (1585—1642), кардинал, 1-й герцог Ришельё, первый министр Людовика XIII.
1657—1715: Арман Жан де Виньеро дю Плесси (1629—1715), 2-й герцог Ришельё, внучатый племянник предыдущего.
1715—1788: Луи Франсуа Арман де Виньеро дю Плесси (1696—1788), 3-й герцог Ришельё, маршал Франции, сын предыдущего.
1788—1791: Луи Антуан Софи де Виньеро дю Плесси (1736—1791), 4-й герцог Ришельё, сын предыдущего.
1791—1822: Арман Эммануэль де Виньеро дю Плесси (1766—1822), 5-й герцог Ришельё, премьер-министр и министр иностранных дел Франции, градоначальник Одессы и генерал-губернатор Новороссийского края, сын предыдущего.
1822—1879: Арман Франсуа Одет де Ла Шапель де Сен-Жан де Жюмильяк (1804—1879), 6-й герцог Ришельё, племянник предыдущего.
1879—1880: Мари Одет Ришар Арман де Ла Шапель де Сен-Жан де Жюмильяк (1847—1880), 7-й герцог Ришельё, племянник предыдущего.
1880—1952: Мари Одет Жан Арман де Ла Шапель де Сен-Жан де Жюмильяк (1875—1952), 8-й и последний герцог Ришельё, сын предыдущего.
Титул угас в 1952 году с сыном 7-го герцога де Ришельё и Алисы Хейн (1858—1925). Алиса овдовела в 1880 году и вступила в повторный брак с князем Монако Альбером I в 1889 году.
Когда Великобритания, Франция и Россия освободили свои силы после Крымской войны, британцы стали искать повод для развязывания военного конфликта в империи Цин. Такой повод нашёлся — это было задержание китайскими властями английского судна «Эрроу», занимавшегося контрабандной торговлей.
8 октября 1856 года китайские чиновники взошли на борт лорчи Arrow («Эрроу»), китайского корабля, (порт приписки — Гонконг) плывшего под флагом Великобритании. Существовало подозрение, что этот корабль занимается пиратством, контрабандой и торговлей опиумом. Двенадцать человек было арестовано и, несмотря на требования Великобритании, они не были выпущены на свободу. После этого инцидента Великобритания объявила войну империи Цин. Итог: 24—25 октября 1860 года был подписан Пекинский договор, по которому цинское правительство согласилось выплатить Великобритании и Франции 8 миллионов лянов контрибуции, открыть для иностранной торговли Тяньцзинь, разрешить использовать китайцев в качестве рабочей силы (кули) в колониях Великобритании и Франции. К Великобритании с этого момента переходила южная часть Цзюлунского полуострова. Постоянный поток продававшегося британцами в Китай опиума привёл к гигантскому распространению наркомании среди китайцев, деградации и массовому вымиранию населения.
14 ноября в благодарность за графом Н. П. Игнатьевым Пекина от разграбления англо-французскими войсками Цинская империя подписала с Россией Пекинский трактат о границе по Амуру и Уссури.
Различия взглядов относились, прежде всего, к таким вопросам: какой должна быть форма правления, законы; нужны ли правовые гарантии свободы личности; каковы оптимальные пределы автономии личности; какое место должна занимать религия; каково значение национальных элементов культуры, традиций, обычаев, обрядов.
Главное принципиальное различие между западниками и славянофилами проходило по вопросу о том, на какой основе можно и нужно следовать к социальному и нравственному идеалу: религии и веры, опоры на исторический опыт народа, его сложившуюся психологию, или опоры на разум, логику, науку, на преобразование в соответствии с ними социальной реальности.
Славянофилы выступили с обоснованием самобытного пути развития России. Они исходили из того, что у России свой особый путь, определяемый ее историей, положением в мире, огромностью территории и численности населения, географическим положением и особенно своеобразными чертами русского национального характера, русской «души» . К этим чертам они относили: ориентацию на духовные (религиозные) , а не материальные ценности, примат веры над рациональностью, первенствующее значение мотивов коллективизма — «соборности» , готовность личности добровольно включать свою деятельность в деятельность целого — община, государство.
Тремя основами особого исторического пути России славянофилы считали православие, самодержавие и народность, но понимали их иначе, чем официальная правительственная идеология. Во-первых, из этих трех основ главной считалось православие, а не самодержавие (как в официальной правительственной идеологии) . Во-вторых, и это важно, над «самодержавием» понималась некая образцовая самодержавная монархия — совокупность идеальных принципов, на которых должно базироваться государство. Эти идеальные принципы, по мнению славянофилов, отнюдь не адекватно, а в ряде отношений уродливо воплотились в российской действительности, но их можно и должно исправить.
«Западники» считали, что у России не может быть противоположного западноевропейскому пути развития, обеспечивающего процесс и общества, и личности. Они резко критиковали не только российскую действительность (это делали и славянофилы) , но и также основы социальной и духовной жизни России того времени, как самодержавие и православие. Главную задачу они видели в просвещении народа, в развитии демократических начал, в достижении большей социальной и политической свободы личности.
При всем отличии западников и славянофилов, у них было много общего. И этим общим у них была любовь к свободе, любовь к России, гуманизм. На первое место на шкале ценностей они ставили духовные ценности, были глубоко озабочены проблемой нравственного роста личности, ненавидели мещанство. Из всей системы западноевропейских ценностей, западники по существу хотели взять только ориентацию на разум, науку, рациональное осмысление мира. И те и другие выступали против крепостного права, за освобождение крестьян с землей, за введение в стране политических свобод, ограничение самодержавной власти. Объединяло их также и негативное отношение к революции; они выступали за реформистский путь решения основных социальных вопросов России. В процессе подготовки крестьянской реформы 1861 г. Славянофилы и западники вошли в единый лагерь либерализма. ⇒⇒⇒⇒⇒⇒⇒⇒⇒⇒⇒⇒⇒
Герцог де Ришельё (фр. Duc de Richelieu) — герцогский титул в звании пэра Франции. Титул был создан 26 ноября 1629 году для кардинала Армана Жана дю Плесси де Ришельё который, будучи священнослужителем, не имел никаких наследников по прямой мужской линии, чтобы передать в наследство данный титул. Титул вместо этого отошёл его внучатому племяннику, Арману Жану де Виньеро, внуку его старшей сестры Франсуазы (1577—1615), которая вышла замуж за Рене де Виньеро, сеньёра Понкурлэ († 1625).
Арман Жан де Виньеро добавил фамилию кардинала дю Плесси к своей собственной, взял герб кардинала (d'argent à trois chevrons de gueules «sans meslange d'aulcunes autres») и получил титул герцога Ришельё и пэра Франции письмом-патентом в 1657 году.
Два новых обратных перехода имущественных прав к наследнику первоначального собственника титула произошли в 1822 году и в 1879 году. Сам Арман Эммануэль дю Плесси, герцог де Ришельё умер, не оставив наследника, но он добился разрешения передать титула герцога де Ришельё сыну своей единокровной сестры Симплиции, дочери Антуана-Пьера де Ла Шапель де Сен-Жан де Жюмильяка, с обратным переходом имущественных прав к потомкам своего младшего брата, если он сам умрёт без наследника. Смысл всего вышеизложенного в том, что в действительности титул перешёл к его племяннику.
1629—1642: Жан Арман дю Плесси де Ришельё (1585—1642), кардинал, 1-й герцог Ришельё, первый министр Людовика XIII.
1657—1715: Арман Жан де Виньеро дю Плесси (1629—1715), 2-й герцог Ришельё, внучатый племянник предыдущего.
1715—1788: Луи Франсуа Арман де Виньеро дю Плесси (1696—1788), 3-й герцог Ришельё, маршал Франции, сын предыдущего.
1788—1791: Луи Антуан Софи де Виньеро дю Плесси (1736—1791), 4-й герцог Ришельё, сын предыдущего.
1791—1822: Арман Эммануэль де Виньеро дю Плесси (1766—1822), 5-й герцог Ришельё, премьер-министр и министр иностранных дел Франции, градоначальник Одессы и генерал-губернатор Новороссийского края, сын предыдущего.
1822—1879: Арман Франсуа Одет де Ла Шапель де Сен-Жан де Жюмильяк (1804—1879), 6-й герцог Ришельё, племянник предыдущего.
1879—1880: Мари Одет Ришар Арман де Ла Шапель де Сен-Жан де Жюмильяк (1847—1880), 7-й герцог Ришельё, племянник предыдущего.
1880—1952: Мари Одет Жан Арман де Ла Шапель де Сен-Жан де Жюмильяк (1875—1952), 8-й и последний герцог Ришельё, сын предыдущего.
Титул угас в 1952 году с сыном 7-го герцога де Ришельё и Алисы Хейн (1858—1925). Алиса овдовела в 1880 году и вступила в повторный брак с князем Монако Альбером I в 1889 году.