Данило I Романович (1201—1264) — князь Галицько-Волинський і Великий князь Київський (1240), король Русі (1253). Син князя Романа II Мстиславича з династії Рюриковичів. Після тривалої та напруженої боротьби відновив і розбудував Галицько-Волинську державу, створену його батьком. З перемінним успіхом чинив впертий опір монгольскій експансії, одночасно нейтралізуючи мілітарні спроби західних сусідів втручатися у внутрішні справи його держави.
Сприяв розвитку міст, залучаючи туди ремісників і купців. За його правління були побудовані Холм, Львів, Кременець, Данилів, Стіжок, відновлений Дорогочин. Переніс столицю Галицько-Волинського князівства з Галича до Холму.
Час його князювання був добою найбільшого економічно-культурного піднесення та політичного посилення Галицько-Волинської держави. Маючи кордони по Карпатах, Дніпру та Дунаю, за його правління вона зробилася найбільшою державою в Європі, стала праобразом першої української національної держави.
1223 — разом з іншими руськими князями брав участь у битві на р. Калка проти монголів. Був поранений у груди й відступив з поля битви.
Вів боротьбу з феодальними уособицями, викликаними прагненнями галицької боярської верхівки та чернігово-сіверського і київського князів не допустити зміцнення влади Данила і його брата Василька в Галицько-Волинському князівстві. Опирався на підтримку дрібних і середніх служивих феодалів та міщан, зацікавлених у зміцненні княжої влади.
Проводив активну прозахідну політику. Під його владою поширювалися західноєвропейські культурні впливи, прищеплювалися відповідні державні адміністративні форми, зокрема в житті міст. Побудував ряд нових міст (Холм, Львів тощо), переніс столицю з Галича — міста боярських заколотів — до Холму.
В Древней Греции театр был одним из факторов общественного развития, распространяя в народе религиозные и социально-этические понятия и объединяя тем самым разнообразные слои населения городов и деревень. Для греческого театра поэтами были созданы образцы драмы, имевшие влияние на драму римскую и новоевропейскую. Некоторые из этих образцов с незначительными переменами удержались в репертуаре новых театров и до сих пор появляются на сцене в подлинном их виде или в точных переводах на новые языки.
Возникновение театра в Древней Греции тесно связано с традицией празднования Великих Дионисиев – весенних гуляний в честь бога виноделия. Согласно мифам, бог Дионис приносит тепло и зарождение новой жизни на землю. Его приход всегда сопровождается плясками и песнопениями. Сатиры играют на флейтах и свирелях, рассказывая о странствиях Диониса. Первые театральные представления были воспроизведением мифического сюжета. Греки наряжались в козлиные шкуры, раскрашивали лица или надевали маски и весело шествовали по улицам города. Участники праздника разыгрывали смешные сценки, пели и восхваляли Диониса. Позднее для представлений стали выбирать открытую площадку, появились поэтические пьесы и профессиональные актеры.
Таким образом, важным отличием современного театра от древнегреческого является наличие особого закрытого здания. Первые представления проходили под открытым небом, на улицах и площадях городов. Правда, сейчас наблюдается возрождение этой традиции, и многие коллективы устраивают уличные представления во время праздников и массовых гуляний. Популярностью пользуются также фестивали уличных театров, проводимые в разных странах.
Из первого отличия плавно вытекает второе – вместимость театра. Современные подмостки редко рассчитаны на большую аудиторию. Провинциальные театры вмещают несколько сотен человек, крупные – до тысячи. На представлениях в Древней Греции могли одновременно присутствовать до 17 000 зрителей.
Немаловажное отличие современного театра в том, что представления проводятся постоянно. В течение сезона спектакли ставятся практически ежедневно, а в каникулярное время зрителям предоставляется возможность познакомиться с репертуаром гастролирующих трупп из других городов и студий. Древнегреческие театральные постановки были связаны с конкретными праздниками и устраивались несколько раз в год.
Изменилось и время показа. В современном театре представление редко занимает более часа. Детские спектакли начинаются в 11 часов утра, взрослые – вечером. В древнегреческом театре все было иначе. Представление шло непрерывно с утра и до заката.
Попасть в современный театр можно без каких-либо ограничений (за исключением возрастных). Билеты печатаются на бумаге и продаются в многочисленных кассах. Стоимость представления зависит от множества факторов. На древнегреческое представление допускались только мужчины. Билета делались из свинца или обожженной глины. Конкретное место за билетом закреплено не было, поэтому, для лучшего обзора зрители занимали места с ночи.
В современном театре в качестве актеров задействованы как мужчины, так и женщины. На сцене одновременно может находиться любое количество участников. Древнегреческие актеры были только мужского пола, и в представлении задействовалось не более трех человек. Основными жанрами первых театров были трагедия и комедия. Вместе с развитием литературы, разнообразились
АВАНСЦЕНА - передняя часть перед завесой, тоже именно, что и ПРОСЦЕНИУМ.
АГОН - соревнования артистов, которые ежегодно проводились в Древней Греции; в атичной комедии - диалог и конфликт противников, который складывает сущность пьесы.
АКТ - часть драматургического произведения, отдельное ДЕЙСТВИЕ.
АКТЕР - исполнитель ролей в драматических, оперных, балетных и подобных представлениях.
АМПЛУА - тип роли актера, который отвечает его возрасту, внешности и стилю игры: субретка, травести, герой-любовник, трагик, простак, инженю и т. п.
АНТАГОНИСТ - персонажи, которые находятся в оппозиции или в конфликте друг к другу, являются антагонистами.
АНТИТЕАТР - драматургия и стиль игры, который отрицает все принципы театральной иллюзии.тральные постановки.