В 1054 году произошёл раскол с восточной Церковью. В 1123 году состоялся первый после раскола собор без участия восточных патриархатов — Первый Латеранский собор (IX Вселенский) и с тех пор соборы стали проводиться более регулярно. C конца XI века началась эпоха крестовых походов, целью которых было отвоевать Святую землю, захваченную арабами ещё в VII веке. Первый крестовый поход был организован в 1095 году по призыву папы Урбана II и привёл к созданию на Ближнем Востоке государств крестоносцев до конца XIII века. Во время первых крестовых походов стали возникать духовно-рыцарские ордена, призванные паломникам и защищать святые места.
В XI веке папство вело борьбу за обладание правом инвеституры; успех борьбы был во многом обусловлен тем, что она велась под популярным среди церковных низов лозунгом искоренения симонии. Реформы были начаты в 1049 году Львом IX и продолжены были его преемниками, среди которых выделился Григорий VII, при котором светское могущество папства достигло зенита. В 1059 году Николай II, воспользовавшись малолетством Генриха IV, учредил Священную Коллегию кардиналов, которой отныне принадлежит право избрания нового Папы. В 1074—1075 годах император был лишён права епископской инвеституры, что в условиях, когда многие епископства были крупными феодальными владениями, подрывало целостность Империи и власть императора. Противоборство папства и Генриха IV вступило в решающую фазу в январе 1076 года, когда организованное императором в Вормсе собрание епископов объявило Григория VII низложенным. 22 февраля 1076 года Григорий VII отлучил Генриха IV от Церкви, что принудило его к акту, известному как хождение в Каноссу.
XI—XII века ознаменовались также существенными изменениями в западной монашеской жизни. Сильное движение за возвращение монашеству первоначальных идеалов бедности и строгости привело к созданию новых орденов со строгим уставом — картезианцев, цистерцианцев, камальдулов. Клюнийское движение, названное так по имени аббатства Клюни во Франции, осуществило реформу бенедиктинской монашеской жизни.
1. Золотая Орда распалась на Большую орду, Казанское ханство, Астраханское ханство и Крымское ханство. Отношения России с этими государствами складывались по-разному. Большая Орда всегда оставалась врагом, Россия воспринимала её как преемницу Золотой орды и ничего ей не русские великие князья выстраивали альянсы против Большой Орды, пока не добились её уничтожения.
С Крымским ханством Россия поначалу заключила союзный договор, видя в нём возможную в противостоянии с Литвой и Польшей. Однако союзник из Крыма оказался недолговечный, и вскоре ханство попало под влияние Турции и начало облизываться уже на русские земли. Так началась вражда между Россией и Крымским ханством. По причине турецкой военной России долгое время не удавалось покорить это ханство - только разбить его войска в Молодинской битве. Окончательно крымский во был решен только при Екатерине II.
Казанское ханство Россия долгое время пыталась подчинить себе. Первое взятие Казани произошло при Иване III, тогда Казанское ханство на короткое время стало зависимой территорией от Руси. В 1521 году там произошла смена власти, ханами Казани стали крымские Гиреи и началось новое противостояние, которое завершилось взятием Казани Иваном Грозным и присоединением её к России.
Что же касается Астраханского ханства, то оно было покорено Россией вскоре после Казанского. До того особых отношений между им и Россией не было.
2.В начале 1420-х годов образовалось Сибирское ханство, Узбекское ханство в 1428, в 1440-х — Ногайская Орда, затем возникли Казанское (1438), Крымское ханство (1441) и Казахское ханство в 1465г
3.Золотая Орда распалась на Большую орду, Казанское ханство, Астраханское ханство и Крымское ханство. Отношения России с этими государствами складывались по-разному. Большая Орда всегда оставалась врагом, Россия воспринимала её как преемницу Золотой орды и ничего ей не русские великие князья выстраивали альянсы против Большой Орды, пока не добились её уничтожения.
С Крымским ханством Россия поначалу заключила союзный договор, видя в нём возможную в противостоянии с Литвой и Польшей. Однако союзник из Крыма оказался недолговечный, и вскоре ханство попало под влияние Турции и начало облизываться уже на русские земли. Так началась вражда между Россией и Крымским ханством. По причине турецкой военной России долгое время не удавалось покорить это ханство - только разбить его войска в Молодинской битве. Окончательно крымский во был решен только при Екатерине II.
Казанское ханство Россия долгое время пыталась подчинить себе. Первое взятие Казани произошло при Иване III, тогда Казанское ханство на короткое время стало зависимой территорией от Руси. В 1521 году там произошла смена власти, ханами Казани стали крымские Гиреи и началось новое противостояние, которое завершилось взятием Казани Иваном Грозным и присоединением её к России.
Что же касается Астраханского ханства, то оно было покорено Россией вскоре после Казанского. До того особых отношений между им и Россией не было.
Реконструкция древней политической истории казахов, роли ханов, биев и батыров во взаимоотношениях с соседними народами и государствами являются важнейшей задачей ученых Института востоковедения. Бесценными в этом плане представляются устные источники, в которых мы черпаем различные сведения о событиях материального быта наших предков, их домашней утвари, одежде, вооружении. Важно отметить, что именно благодаря сохранившейся устной традиции казахов мы сегодня имеем возможность изучать историю с позиции собственно народных оценок (взгляд изнутри), выявлять закономерности их происхождения, влияния на сегодняшний день, изучать вклад выдающихся личностей в развитие казахской государственности. При этом многие спорные моменты в истории казахов разрешать именно дастаны, шежире, предания и песни-жырау. В них зачастую мы находим подтверждение данным археологической науки, рукописным источникам XVIII-XIX веков и более древним письменным материалам на персидском и тюркском языках. К устной исторической традиции относятся такие жанры казахского фольклора, как исторические дастаны (тарихи жырлар), героические дастаны (батырлық жырлар), исторические песни (тарихи өлең), генеалогия (шежіре), законы, предания, песни-жырау (толғау). Например, в дастанах казахских акынов описаны исторические события XVII-XIX веков. Это исторические песни, сложенные в честь ханов Абылая, Кенесары, батыров Бекета, Исатая, Махамбета и многих других достойных сынов казахского народа. Продолжают традицию устного народного творчества богатырские эпосы. Они с большей близостью к реальности воспевают те или иные события и с большим содержанием лирически субъективной оценки этих событий в форме хвалы или порицания. Эпос крайне интересен в изучении, так как отражает национальное так, как оно отложилось в памяти самого народа. В них мы находим подробности об общественных и бытовых отношениях казахов, обычаях, верованиях и общественных идеалах, царивших в те времена. В исторических дастанах (тарихи жырлар) уже описываются взаимоотношения казахов с соседними народами - войны, союзные отношения, родоплеменной состав жителей, вынужденные перекочевки. Исторические дастаны, дошедшие до наших дней, в основном касаются событий XVII-XVIII веков. То есть времени правления хана Тауке, закона «Жеті жарғы», джунгаро-калмыкских войн, истории Толе-би, ханов Жанибека, Касыма, Абулмамбета, Абылая, героических деяний батыров Каракерея, Кабанбая и других.