Аравийский полуостров, который по площади равен четверти европы, но по природным условиям является сплошной пустыней, с давних времен населяли племена кочевников-арабов. ранее мало кому известны, в vii в. они заставили заговорить о себе в азии и европе объединение арабов и создание ими собственного государства было связано с возникновением новой религии, известной под названием "ислам" (в переводе с арабского - "покорность"). основателем ислама стал житель аравийского города мекки мухаммад (ок. 570-632). в европе его называли магометом. в своей жизни мухаммад много времени уделял религиозным размышлениям и поискам. в 610 г. он начал пророчествовать, утверждая, что получил положения новой веры от единого бога - аллаха. ученики и последователи пророка записывали его слова. после смерти мухаммада все эти записи были собраны в одну книгу - коран (в переводе с арабского - "чтение"). борьба за распространение новой веры продолжалась до 630 г., когда большинство арабских племен признала власть мухаммада и приняла ислам. после смерти пророка власть в созданной им государству унаследовали халифы - заместители пророка. возник арабский халифат. халифы призвали арабов отправляться в поход за распространение ислама среди "неверных". мир ислама перешел в наступление: началась эпоха арабских завоеваний. сначала арабы нанесли удар по богатым восточных провинциях византии. они захватили сирию, палестину и египет, а позже - все средиземноморское побережье африки. одновременно были покорены иран. в 711-714 гг. арабы завоевали почти всю испанию, преодолели пиренейские горы и только в 732 г. их дальнейшее продвижение в европу было остановлено франками в битве при пуатье. на востоке они достигли инда, захватили среднюю азию и в 751 г. на таласе нанесли поражение крупной китайской армии. далее они не пошли. в середине viii в. арабские завоевания в основном завершились. бывшие кочевники стали обладателями крупнейшей державы мира.
Духовенство русское православное. История. Еще до принятия христианства велик. кн. Владимиром в Киеве существовала уже церковь св. Илии — следов., было и духовенство; один из священников, Григорий, сопровождал вел. кн. Ольгу в ее путешествии в Царьград. Наподобие Византии и у нас Д. является сразу классом привилегированным, и у нас различаются два вида его — черное и белое. Монашество пользовалось большим уважением в древней Руси как убежище святой жизни: никаких стеснений при поступлении в монахи не было. В монастыри шли богатые и знатные люди; князья давали монастырям привилегии. Доходы с монастырских имений шли частью на содержание братии, частью на дела благотворительности и были освобождены от всяких поборов в пользу князя. Преобладающим типом древнерусских монастырей была община, организованная на началах общежития по образцу византийского студийского монастыря, устав которого впервые был введен Феодосием Печерским в Киево-Печерской лавре. Братия в монастырях сама избирала игумена; братия же судила виновных монахов и принимала участие в хозяйственных делах монастыря.