На регулярной основе раскопки начались в этих местах в 1922 году, когда индийскому археологу Р. Банарджи улыбнулась удача: были найдены остатки древнего города, который впоследствии получил название "Город мертвецов". Работы в долине реки Инд продолжались до 1931 года.
Возглавлявший исследования британских археологов Джон Маршалл проанализировал найденные артефакты на территориях, удаленных друг от друга на 400 км, и сделал вывод об их тождественности. Таким образом, оба города, расположенные в долине Инда и разделенные внушительным даже по сегодняшним меркам расстоянием, имели общую культуру.
Следует отметить, что понятия "Индская цивилизация", "Мохенджо-Даро и Хараппа" в археологии сходны. Название "Харрапа" совпало с одноименным городом, неподалеку от которого в 1920 году начались первые раскопки. Затем они переместились по течению Инда, где и был обнаружен город Махенджо-Даро. Весь ареал исследований был объединен под названием "Индская цивилизация".
Древняя цивилизация
Сегодня древний город, возраст которого варьируется от 4000 до 4500 лет, относится к провинции Синд, являющейся территорией Пакистана. По меркам 2600 года до н. э., Мохенджо-Даро не просто большой, но один из крупнейших городов Индской цивилизации и, судя по всему, бывшая ее столица. Он - ровесник Древнего Египта, а об уровне его развития свидетельствует тщательно продуманный план застройки и сеть коммуникаций.
По какой-то причине город был внезапно покинут жителями почти через 1000 лет после своего основания.
Мохенджо-Даро и Хараппа имеют существенные отличия по сравнению с более ранними культурами, а также с теми, что образовались позднее. Эти города археологи причисляют к зрелой хараппской эпохе, своеобразие которой требует особого исследовательского подхода. Самым худшим было бы "втискивание" цивилизаций Мохенджо-Даро и Хараппа в рамки официального исторического пути развития, неотъемлемой частью которого является теория Дарвина.
Поэтому современный человек видит себя скорее властителем природы, нежели её жертвой. Однако в древние времена люди воспринимали мир совершенно иначе. Он был таинственным и загадочным. И поскольку причины всего, что происходило с ними и вокруг них, были недоступны их пониманию, и поскольку не могли они объяснить, в чём же суть грозы и града, засухи и наводнения, эпидемий чумы и нашествий насекомых-вредителей, болезней и смерти, ночных кошмаров и душевных болезней, - все эти ужасные явления, события и удары судьбы они невольно приписывали тёмным силам: богам и полубогам, феям и эльфам, некромантам и гномам, дьяволам и демонам, призракам и неуспокоенным душам, обитавшим в небе, под землёй или в воде.
Люди мнили себя добычей этих вездесущих духов, ибо от их милости или гнева могли зависеть счастье или несчастье, здоровье или болезнь, жизнь или смерть. От боязни перед неизведанным берёт своё начало каждая религия, язычество не является исключением.