Парфией был восточным соседом Римской империи. Римляны часто нападали на них, но парфяне были очень храбрыми войнами. Они славились своими конниками и лучниками. При атаке на них пал великий полководец Красс и 20000 войнов.
Один раз император Август решил вступить в переговоры с ними и ему удалось. Все пленные были отпущены. Но не на всех границах было спокойно.
Август приказал легионерампереправиться через реку Рейн и захватить там племена, которые римляне называли германцами. Но германцы только претворились, что подченились. Они готовили востание.
Его возглавил юноша по имени Арминий. Однажды, когда легионы полководца Вара вошли в Тевтобургский лес, на них напали германцы. 3 легиона были уничтожены. Вар побоялся, что его возьмут в плен и закончил жизнь самоубийством.
Историки расказывают, что когда Август узнал о страшном бедствии он пришел в отчаяние, что он несколько лет подряд знак скорби не брился и не стриг волосы. Ежегодно день поражения отмечался как день траура. И теперь германцы главные враги римлян.
Германцы разводили скот, сеяли лён, ячмень и пшеницу. Виноградников и садов у них не было. Они охотились и савершали набеги на соседей, прежде всего на римлян.
Вождя выбирали так: В течении 2-3 дней к месту общей сходки шли из разных селений мужики племени. Они шли через леса, болота и т.д. На народном собрании выбирали самого храброго из знатных семей. Того, кого не понравился собравшимся неодобрительными криками, а кто понравился встречали звоном оружия. На собрании судили за преступления, бежавших с поля боя трусов - вешали, а изменников-топили в болотах.
Самым знаменитым у них был бог грома Донар. На мчался на кореснице и когда его борода мелькает среди туч, сверкает молния, а молот делает гром. Восточнее германцев жили предки словянских народов. Писатели их называли венедами. Так как они жили дальше римской империи, сообщения писателей о славянах отрывочны.
Они жили в землянках или избах. Они занимались: охотой, земледелием и скотоводством. У них были кузнечного, оружейное и многие другие ремесла. Они двигались на юг пока не приблизились к империи.
В бронзовом веке преобладало оседлое скотоводство. Наличие крупного рогатого скота вынуждало местное население запасаться сеном. Найденные в раскопках бронзовые серпы говорят о том, что жители стали заниматься новым видом деятельности — заготовкой кормов для скота. Сенокошение, заготовка кормов на зиму привели к развитию другого хозяйства — зернового. Так, уже в первом периоде бронзового века вместе с оседлым скотоводством появляется новая форма хозяйствования — земледелие: выращивание зерна, обработка почвы.
Второй этап скотоводческой деятельности выявлен в средний период бронзового века. При исследовании исторического местожительства казахов обнаружено множество костей одомашненных овец, коров, лошадей и верблюдов. Это говорит о том, что местные жители имели разнообразные виды животных, которые не только содержались на подножном корме, а также требовали заготовок корма на зиму. В раскопках найдены уздечки, поводья для верховой упряжи коня. Отсюда можно сделать вывод, что жителей беспокоила мысль о поиске новых' сенокосных угодий, люди меняли стоянки. Появляется новый вид скотоводства — кочевое. Причем летние пастбища и зимовки должны были быть постоянными. Если каждое хозяйство использовало угодья возле своих зимовок, то летом они уезжали на свои жайляу — летовки.
Таким образом, в последний период бронзовой эпохи исторические жители занимались кочевым скотоводством. В это же время люди начинают заниматься обработкой земли.
Развитие кочевого скотоводства. На территории Казахстана развивались три формы скотоводства. На Мангистау, в Западном и Центральном Казахстане, а также частично в горной местности развивалось кочевое скотоводство. Это первая его форма. Она имела свои специфические особенности. Люди имели постоянные зимовки. Но там они жили зимой, временно, а в другие сезоны года кочевали со своим скотом. Этот вид деятельности кочевников еще до нашей эры описали античные авторы (Геродот, Гиппократ, Страбон), путешественники позднего средневековья (П. Карпини, ибн Баттута, ибн аль-
Факиха, В.Рубрук и др.). Люди, занимавшиеся этим видом скотоводства, совершенно не занимались зерновым хозяйством. На зиму они заготовляли небольшое количество сена. Главными видами животных были овцы, лошади и верблюды. Крупного рогатого скота было мало. Издавна для каждого рода и племени были традиционными маршруты кочевий.
Вторая форма — полукочевое скотоводство. У этих хозяйств были устойчивые, хорошо организованные зимовки: землянки, скотные дворы и другие строения. По данным археологических раскопок, такое хозяйствование развивалось в стране со времен сакско-усуньской эпохи. Оно было распространено в Семиречье, Восточном Казахстане, на Западном Алтае — в степных, лесных и высокогорных районах. Здесь пастбища находились не очень далеко. Кочевья проходили на неболь- I них расстояниях. С зимовок они отправлялись на весенние травостои, затем переезжали с зимовок на жайляу и обратно без промежуточных остановок.
Такие полукочевники понемногу занимались и земледелием. Они в пределах своих зимовок выращивали просо, ячмень, пшеницу. Зерна этих растений были найдены в результате раскопок в Бесшатыре, на берегах Или, в кургане Шелекты в Восточно-Казахстанской области, на побережьях Чу, Таласа, в курганах Западного и Восточного Семиречья.
Третья форма — оседлое скотоводство. Оно появилось из полукочевого скотоводства в связи с тем, что скотоводы стали больше времени проводить в своих постоянных зимовках, а также в связи с близостью городов с орошаемым земледелием. Археологические раскопки доказывают, что в средние века появились постоянные зимовки, поселения, достигшие статуса городов (кентов). Однако по сведениям, I фиведенным Худуд аль-Аламом и В. Рубруком, в таких городах и зимовках в основном занимались скотоводством.
Оседлое скотоводство широко развивалось в Южном Казахстане, особенно на берегах Сырдарьи, Арыси, Чу, Таласа, а также в южных и северных предгорьях Каратау, где было развито и орошаемое земледелие. Здесь заготавливали сено для зимнего содержания скота. 11о данным хорезмской экспедиции под руководством С.П. Толстова, па стоянках Чирик-Рабат, Бибиш-Мола, Баланды было развито орошаемое и богарное земледелие.
Во времена оседлого скотоводства на зимовках строились постоянные жилища. В подворье начинал превалировать крупный рогатый скот.
Таким образом, в скотоводстве у древних казахов развивались три формы хозяйствования. Современные археологические исследования доказывают, что полукочевое скотоводство было развито также в западных, северных и центральных регионах республики.
Объяснение: