Годы правления:1113-1125
Из биографии.
Владимир Мономах – внук Ярослава Мудрого. Своим прозвищем он обязан деду по материнской линии — Константину Мономаху. Это мудрый государственный деятель и законодатель, умелый полководец и дипломат, строгий и мудрый правитель.
Мономах стремился всеми силами сохранить единство Руси, за повторную усобицу беспощадно карал.
В 1097 году Мономах собрал съезд князей в Любече, на котором отмечалось, как пагубно влияют на Русь междоусобицы. Однако съезд закрепил начало раздробленности: «Каждый да держит отчину свою» (т. е. владеет землями, унаследованными от отца, и не покушается на чужие).
Ещё не будучи киевским князей, Мономах организовал ряд успешных походов против половцев: в 1103, 1109 и 1111 годах, до этого был созван Долобский съезд князей в 1103, на котором князья договорились совместно выступить против половцев.
В 1113 году, после смерти киевского князя Святополка Изяславича, в Киеве произошло восстание, Мономаха пригласили на княжение. Таким образом, на престоле он оказался в 60 лет!
Дополнил « Русскую правду» «Уставом Владимира Мономаха», в котором значительно ограничил злоупотребления ростовщиков, тем самым были защищены права закупов – именно они страдали от беспредела ростовщиков. Было запрещено обращать в рабство отрабатывающих долг зависимых людей.
«Поучение» Владимира Мономаха
Это ценный источник по военной истории. Первое произведение военно-мемуарного жанра. Но прежде всего — это наставление будущему воину, защитнику страны.
На первое место в воспитании князей Мономах ставил нравственное воспитание. Он завещал детям, внукам, всем потомкам быть справедливыми, милосердными, не лениться («да не застанет вас солнце в постели»), учиться, вести честную и достойную жизнь защитника отечества . Он поучал защищать вдов, сирот и убогих, не давать сильным губить слабых.
Много писал Мономах о своих охотничьих подвигах, он считал, что охота закаляет мужчину: «Дети, ни войны, ни зверя не бойтесь, — делайте дело мужское!»
Основная мысль « Поучения»- осуждение усобиц и призыв к единству Руси.
Шапка Мономаха
Военные успехи Мономаха и его детей значительно повысили международный авторитет Руси. Византия стала побаиваться Русь , а после того, как сын Мономаха Мстислав был отправлен отцом с огромным войском в Андрианополь, император Алексий Комнин решил помириться с Мономахом и прислал в Киев ему дары. Среди них была барма (то есть широкий воротник с драгоценными камнями, с надписями религиозного характера, она надевалась поверх одежды правителя), Крест с Животворящего дерева, золотая цепь, венец и сердоликовая чаша Августа-кесаря. Митрополит Эфесский не просто вручил дары, а даже венчал на царство присланной шапкой ( правда, это лишь предание). По другой версии, шапка была подарена Ивану Калите ханом Узбеком, и произошло это значительно позже- в 14 веке.
Скипетр (укороченный посох), цепь, барма, держава (золотой шар с короной или крестом) и шапка стали атрибутами венчания правителей на Руси.
Известное изречение: «Тяжела ты, шапка Мономаха» ,- появилось в трагедии А.С. Пушкина
«Борис Годунов».
Сегодня символы власти хранятся в Оружейной палате в Москве.
"Гуси Рим " - это выражение связано с легендой об осаде римской Капитолийской крепости галлами в V веке до н. э. Ночью осаждавшие хотели проникнуть в город. Однако гуси, жившие в городском храме Юноны, услышали звуки, встревожились и загоготали. Жители города проснулись и отразили атаку нападавших. Эта история известна благодаря труду "История от основания города" римского историка Тита Ливия.
"Горе побежденным" - выражение, также пришедшее из "Истории от основания города". В 390 году до н.э. римляне снова вели войну с галлами и в этот раз потерпели поражение. Осада Капитолия затянулась. Римские консулы попытались договориться с Бренном, вождем галлов о перемирии. Взамен Бренн потребовал выкуп - 1000 фунтов золота. Взвешивать выкуп стали галльскими гирями, которые явно были фальшивыми. Римляне стали возмущаться. Тогда Бренн со словами "Горе побежденным!" положил на весы ещё и свой меч. Эти слова стали употребляться в ситуации, когда нужно подчеркнуть, что именно сильнейший, победитель устанавливает правила, а проигравший вынужден подчиниться.
Выражение "Пиррова победа" встречается в трудах многих античных историков. Чаще всего его относят к битве при Аускуле в 279 году до н.э. Тогда Пирр, царь Эпира, выиграл сражение с римлянами, но потери его собственной армии были слишком велики. Плутарх приводит такие слова Пирра: "Если мы одержим ещё одну победу над римлянами, то окончательно погибнем". В современном русском языке употребляется в значении "победе (тупо списал)