Генуя называлась «городом святого Георгия» — в честь ее небесного покровителя, победоносного воина. А еще граждане называли свое государство «Наияснейшей Генуэзской республикой» — очевидно, в пику Венеции, которая была республикой просто Светлейшей.
Зародилась Генуэзская республика в XI в., в эпоху «коммунальных революций», заложивших основы буржуазной Европы на все последующие времена. Но в Генуе — как и в Венеции, Флоренции, Пизе и некоторых других городах Северной Италии — нарождавшаяся буржуазия не просто добилась для себя прав у власть предержащих сеньоров, она сама полноправно влилась в правящий класс города — государства. Возник нобилитет, господствующий симбиоз взаимопроникающих сословий — городской верхушки и военно-землевладельческой аристократии. Многие, услышав вопрос, какой титул носил основатель флорентийской династии Медичи — Джованни ди Биччи де Медичи, начинают мысленно выбирать между герцогом и графом. А герцоги и прочее великолепие — это все было потом, Джованни же был четвертым сыном небогатого ремесленника-ткача, хорошо распорядившимся отцовской мастерской, которая производила шелковые ткани. Но у этих новоявленных нобилей очень быстро привились дворянские представления о чести и достоинстве, а деловой хватки им было не занимать — они охотно ею делились со своими зятьями и свояками-аристократами. А в итоге и у тех и у других развилась изрядная предприимчивость, мужественная и без лишних церемоний (без лишних, но в меру — обязательно). У генуэзцев была еще и хорошая наследственность: их город в IV в. до н. э. основали лигуры, народ, по свидетельствам древних авторов, такой, что палец в рот не клади.
Объяснение:
привлекать горячих симпатий и искреннего восхищения советской молодежи.
Гладиатор, выступавший в цирках Рима на потеху кровожадной аристократической
черни, раб-фракиец, презираемый римскими патрициями, как представитель
низшего сословия и низшей расы, варвар и враг Рима - он обладал гениальной
прозорливостью подлинного вождя демократических масс. Став во главе
грандиозного восстания рабов, Спартак превратился в "великого генерала"
(Маркс) , в полководца "античного пролетариата", потрясшего основы Рима, и
имя его на многие века стало знаменем революционной борьбы.
На всем протяжении новой истории славный образ вождя гладиаторов всегда
символизировал благородное служение возвышенным идеалам освобождения
угнетенного народа, неуклонную последовательность в борьбе за достижение
поставленной цели, железную волю и великолепную отвагу. Во Франции - в эпоху
подготовки буржуазной революции 1789 г. , в грозный баррикадный 1848 год, в
дни Коммуны, в России - в период созревания декабристских обществ и в годы
пропаганды революционного марксизма, в Германии - в годы деятельности
Лессинга и в эпоху роста коммунистического влияния после Первой мировой
войны - образ Спартака вдохновляет многочисленных поэтов, драматургов,
художников, ваятелей. Роман Рафаэлло Джованьоли создан в одну из таких эпох
революционного подъема: в 70-е годы столетия Италия, под
водительством Мадзини и Гарибальди, вела упорную борьбу за воссоединение, за
национальную независимость против полчищ оккупантов Наполеона III, против
австрийского владычества и папской власти. Возникший на гребне народного
движения, "Спартак" Джованьоли исполнен такого пламенного освободительного
пафоса, такой страстной ненависти ко всяческому угнетению и рабству, что до
сих пор, несмотря на ряд существенных недостатков, продолжает оставаться
одним из наиболее любимых нашей молодежью исторических романов. Недаром
советские издательства несколько раз переиздавали произведение Джованьоли,
недаром "Молодая Гвардия" снова предлагает его молодому советскому читателю.
Для того, чтобы по достоинству оценить положительные и отрицательные
стороны романа Джованьоли, необходимо, прежде всего, вспомнить реальный ход
событий, каким он представлялся по немногим дошедшим до нас историческим
источникам.
Восстание италийских рабов, руководимое фракийцем Спартаком, принадлежит
к числу самых крупных движений угнетенных масс античного общества. Таким его
делает и большое число восставших, и широкие территориальные рамки, и
необычайная напряженность борьбы. Восстание вспыхнуло в самом сердце римской
державы, в Италии, охватив ее значительную часть. Никогда еще
рабовладельческое общество не стояло так близко к гибели, и никогда задача
освобождения рабов не была, казалось, так близка к решению.
Восстание Спартака было подготовлено всей предшествующий историей
гражданских войн в Риме. Оно вспыхнуло в конце 70-х гг. I в, до нашей эры,
что не было случайным. В это время политическая атмосфера в Италии и в
провинциях была чрезвычайно накалена. Не так давно закончилось грозное
восстание италиков ("союзническая война"), с трудом подавленное римлянами.
Малая Азия и Греция были опустошены в результате ликвидации движения
Митридата. Борьба марианцев и сулланцев закончилась реставрацией
сенаторского режима, обострявшей противоречия среди свободного населения
Италии. В Испании продолжалось весьма опасное для правящего класса Рима
восстание, во главе которого стоял Серторий. На море чрезвычайно усилилось
пиратство.