Страной с высокоразвитой древней культурой, сыгравшей огромную роль в становлении и развитии мировой культуры, является античная Греция, где возникновение рабовладельческого общества, а одновременно философии, относится к VII—VI вв. до н. э. и связано с распадом первобытного патриархально-родового уклада жизни, которому соответствовало мифологическое мышление.
Мифология — это форма общественного сознания понимания природной и социальной действительности на ранних стадиях общественного развития. Наиболее характерная черта религиозных представлений древних греков до рабовладельческого общества (VII—VI вв. до н. э.) заключается в отражении родовых связей в форме мифа, тотемизма и культа предков. Мифологический образ человеческого мышления объективно был отражением реальной родовой общественно-экономической практики. Памятниками древнегреческой мифологии считаются «Илиада» и «Одиссея» Гомера, сочинения Гесиода«Теогония» и «Труды и дни», отражавшие образ мышления человека родового общества.
В основе мифологической культуры Древней Греции лежит материально-чувственный или одушевленно-разумный космологизм. Космос понимается здесь как абсолют, божество, но античные боги — это не что иное, как те идеи, которые воплощаются в Космосе, то есть законы природы, управляющие им. Космос выступает как абсолют (нет того, что его создало) и как произведение искусства. Представление греков о мире сводится к представлению о нём как о театральной сцене, где люди — актёры, а всё вместе (мир и люди) — порождение Космоса.
Мифология древних греков рассматривается как архетипическая основа их культуры
1. Борьба с крестоносцами. В XIII в. с целью распространения христианства и при поддержке католической церкви в Прибалтику начинают проникать немецкие рыцари. Ими в 1201 г. в устье Западной Двины была заложена крепость Рига, закрывшая Полоцку главный торговый путь к Балтийскому морю. Полоцкий князь был вынужден начать с Тевтонским орденом борьбу. В 1240 г. воин-полочанин Яков решительно и успешно участвовал в битве жителей Новгорода со шведскими рыцарями на реке Неве. Победитель битвы князь Александр Невский был женат на дочери полоцкого князя Брячислава. Немецкие рыцари пытались захватить земли вдоль Немана. Великий князь Гедимин послал своего зятя Давида, сына псковского князя, в Гродно в качестве наместника и старосты. В 1314 т. Давид Городенский отбил нападение немецких рыцарей на замок в Новогрудке Пскову в борьбе с Ливонским орденом. В период княжения Ольгерда внешняя угроза для ВКЛ со стороны крестоносцев все время возрастала. Пять раз пытались крестоносцы захватить Полоцк, где княжил Андрей Полоцкий. Не один раз подвергался нападениям Гродно. В XIV в. в руках крестоносцев оказались устья Западной Двины и Немана. ВКЛ лишилось выхода к Балтийскому морю по рекам. В 1348 г. войско ВКЛ участвовало в битве на реке Стреве (приток Немана), имевшей весьма жесткий характер. Битва не принесла решающей победы рыцарям. Угроза крестоносцев привела к «Великой войне» 1409 — 1411 гг. между ВКЛ в союзе с Польшей с одной стороны и Тевтонским орденом с другой. Решение о войне с крестоносцами было принято в 1408 г. на совете Ягайло и Витовта в Новогрудке. 2. Решающее значение в борьбе с продвижением крестоносцев на Восток имела Грюнвальдская битва, состоявшаяся 15 июля 1410 г. между объединенными силами польско-литовско-белорусского войска и Тевтонским орденом. Войско ВКЛ насчитывало 40 хоругвей — боевых отрядов в количестве от 60 до 600 копий. Копьем называлась боевая тройка: рыцарь-всадник, оруженосец-слуга и лучник. Хоругви ВКЛ возглавил великий князь литовский Витовт. Общее руководство объединенным войском союзников осуществлял польский король Ягайло. В объединенном войске были хоругви из Украины, русская дружина из Новгорода Великого, отряд из Чехии под руководством будущего героя гуситского движения Яна Жижки и татарская конница. Войском крестоносцев управлял магистр (глава) Тевтонского ордена Ульрих фон Юнгинген. Битва началась с атаки конницы Витовта. Крестоносцы, строй которых напоминал «клин», начали намеренно отступать, пока не дошли до скрытых от глаз бомбард — пушек, стрелявших каменными ядрами. Но это не остановило конницу Витовта. Тогда тяжеловооруженная конница крестоносцев нанесла ответный удар и вынудила отступить часть войск Витовта. Исключительную стойкость проявили три полка Смоленского княжества. Два из них соединились потом с хоругвями польского войска, перешедшего в наступление. Наконец войска союзников окружили рыцарей и нанесли им окончательное поражение. В 1411 г. «великая война» закончилась Торунъским миром. Согласно его условиям крестоносцы должны были освободить все захваченные земли и выплатить победителю значительную сумму денег. Поражение Тевтонского ордена означало крах 200-летней агрессии (нападение одного государства на другое) крестоносцев в Европе. Победа над крестоносцами значительно повысила авторитет ВКЛ и Польского королевства среди других стран.
Мифология — это форма общественного сознания понимания природной и социальной действительности на ранних стадиях общественного развития. Наиболее характерная черта религиозных представлений древних греков до рабовладельческого общества (VII—VI вв. до н. э.) заключается в отражении родовых связей в форме мифа, тотемизма и культа предков. Мифологический образ человеческого мышления объективно был отражением реальной родовой общественно-экономической практики. Памятниками древнегреческой мифологии считаются «Илиада» и «Одиссея» Гомера, сочинения Гесиода«Теогония» и «Труды и дни», отражавшие образ мышления человека родового общества.
В основе мифологической культуры Древней Греции лежит материально-чувственный или одушевленно-разумный космологизм. Космос понимается здесь как абсолют, божество, но античные боги — это не что иное, как те идеи, которые воплощаются в Космосе, то есть законы природы, управляющие им. Космос выступает как абсолют (нет того, что его создало) и как произведение искусства. Представление греков о мире сводится к представлению о нём как о театральной сцене, где люди — актёры, а всё вместе (мир и люди) — порождение Космоса.
Мифология древних греков рассматривается как архетипическая основа их культуры