АМЕРИКА (МАЙЯ, ИНКИ, АЦТЕКИ)
Восемь-десять тысячелетий назад, по окончании последнего оледенения, жители Нового Света, выходцы с Дальнего Востока и Восточной Сибири, оказались в изоляции. Редкие и случайные контакты с представителями Старого Света не могли оказать заметного влияния на их духовную и материальную культуру, вплоть до вторжения испанцев в XVI веке. Тем не менее и на этом континенте цивилизация развивалась примерно так же, как и в других частях света. Люди изобретали и осваивали новые виды хозяйственной деятельности, создавали города, воздвигали пирамиды и храмы, поклонялись богам. Так проявилось антропологическое и духовное единство представителей рода человеческого.
В некоторых своих чертах культура племен и народов Нового Света оказалась похожей на культуру Древнего Китая, Японии. И это понятно: исходный «человеческий материал» был примерно один и тот же — представители желтой расы, кроманьонские охотники, приверженцы шаманизма и тотемизма. Различия в ходе развития цивилизации и верованиях объясняются главным образом индивидуальными особенностями природной среды.
К сожалению, прямых документальных свидетельств о религиозных воззрениях и богах древних цивилизаций Америки очень мало. Обобщил эти сведения во второй половине XX века испанский ученый Мигель Леон-Портилья в статье «Мифология Древней Мексики» и книге «Философия нагуа» (ряд племен Центральной Америки, в том числе ацтеки, говорили на языке нагуатл, и поэтому их культуру называют нагуанской). Наиболее развитые культуры Нового Света формировались в четырех относительно обособленных районах: Мексика (ацтеки), полуостров Юкатан и Гватемала (майя), округ Богота, Колумбия (чибча) и Перу (инки). Здесь начали складываться государственные системы, произошло социальное расслоение общества, достигли высокого уровня изобразительное искусство, ремесла, строительное дело, агрикультура, астрономические знания. Однако письменность не получила широкого распространения из-за сложности первоначальных иероглифо-символических знаков, которые в дальнейшем не упростились. Поэтому, несмотря на то что мифов о божествах бытовало, по-видимому, много, до нас дошли лишь отголоски преданий старины, нередко отражающие и более поздние христианские образы и идеи.
Среди богов были покровители отдельных видов хозяйственной деятельности, а также олицетворяющие природные стихии. Так, у древних мексиканцев богом кукурузы был Синтеотль, который считался покровителем земледельцев и золотых дел мастеров, а изображался юношей с палкой-копалкой или початками в руках. Богом огня — Тонатиу — был тоже юноша, которому приносили человеческие жертвы.
Одним из особо почитаемых богов был Кецалькоатль, соединявший в своем облике птицу и змею. Подобные совмещения отдельных частей разных животных и людей очень характерны для мифологических героев как Нового Света, так и Китая. Но племена наиболее цивилизованные, обитавшие в Америке, приносили человеческие жертвы, а то и практиковали ритуальный каннибализм. Храмы их были поистине залиты кровью людей. Например, женщинам отсекали головы в осенние праздники, посвященные богине-Матери. Детей убивали в честь бога дождя и плодородия Тлалока. Их покупали у родителей. Слезы жертвы означали, что пойдут дожди, а если засуха продолжалась, убивали еще одного ребенка. Мужчин убивали особенно часто. Не только обреченных жертв, но и сами себя ацтеки истязали ради своих богов, нанося себе различные раны (жрецы обычно протыкали колючками свои языки). Капли и струйки крови «подпитывали» богов, а люди становились «одной крови» с богами. Надо еще отметить, что из детей своего племени ацтеки жертвовали худшими, а из плененных врагов — лучшими.
Постоянно наблюдая убийства и смерть, ацтеки исповедовали культ жизни. Отношение к неизбежной смерти было у них философским, по принципу «двум смертям не бывать, а одной не миновать». В нагуанской поэме о человеке сказано:
Даже если бы он был из яшмы, даже из золота, тоже попал бы туда, где находятся лишенные плоти, также попал бы в область тайны- все погибнем, никто не останется.
Однако не исключено, что подобные воззрения возникли сравнительно поздно, на исходе цивилизации ацтеков. Их предшественники ольмеки создали свою культуру около трех тысячелетий назад, но об их божествах остается только догадываться. В преданиях ацтеков об исторических периодах, завершающихся катастрофами, возможно, отражены тяжелые кризисы смен цивилизаций в долине Мехико.
Великая империя инков распространяла свое влияние на западную и северную части Южной Америки. Но, к сожалению, о религиозных воззрениях и богах инков известно очень мало. Из них великими можно считать Держателя Вселенной (Пачакамака) и Мать-Землю (Пачамаму). Кстати, процветанию инков немало их жизненная заповедь: «Не укради, не лги, не ленись».
Майя, мезоамериканские индейцы, занимали территорию на юге Мексики, в Гватемале и на севере Белиза. Они занимались сельским хозяйством, строили большие каменные здания и пирамидальные храмы, обрабатывали золото и медь и использовали форму иероглифического письма, которое в настоящее время в значительной степени расшифровано.
Уже в 1500 году до н.е. майя поселились в деревнях и создали сельское хозяйство, основанное на выращивании кукурузы, бобов и тыквы. Древние майя добывали огромное количество строительного камня (обычно известняка), который они вырезали, используя более твердые камни.
Они разработали систему иероглифического письма и сложные календарные и астрономические системы. Майя делали бумагу из внутренней коры диких фиговых деревьев и писали свои иероглифы на ней. Эти книги называются кодеками или кодексами.
Золотой век майя начался около 250 г. н.э., и то, что известно археологам как классический период культуры майя, продолжалось примерно до 900 г. н.э. В своем разгаре цивилизация майя состояла из более чем 40 городов, в каждом из которых было от 5000 до 50000 жителей. Среди основных городов были Тикаль, Уахактун, Копан.
Религия майя, основанная на пантеоне богов природы, в том числе Солнца, Луны, дождя и кукурузы. Класс священников был ответственен за сложный цикл ритуалов и церемоний.
Общественные классы майя состояли из Ахуа (царя), дворян, священников, торговцев, ремесленников и рабов. Благородный класс был сложным и специализированным. Благородный статус и род занятий, в которых служил дворянин, передавались по элитным семейным линиям.
Вкладом в культуру стало впечатляющее развитие математики и астрономии. В математике использование нуля представляют собой вершину интеллектуальных достижений. Астрономия майя лежит в основе сложной календарной системы, включающей точно определенный солнечный год (365 дней), и множество длинных циклов (до 5000 лет).
4. князівство
Объяснение: