Спад экономической активности стал важнейшим фактором крушения Могольской империи. Постоянно происходили крестьянские восстания, численность участников которых нередко насчитывала несколько тысяч человек, и длились они много лет: начиная с 1669 г. , крестьяне-джаты, населявшие окрестности столицы, регулярно поднимали восстания против делийского правительства. Ярким примером внутреннего распада империи стал бунт Сатнами, поднятый ремесленниками, названными правительством «шайкой гнусных кровожадных мятежников» . Существенной причиной, вызвавшей сначала ослабление, а затем и развал государства, стал страшный голод в начале XVIII в. , из-за которого многие крестьяне бежали в другие страны, а в районах Декана, по сведениями современников, от голода погибли более 2 000 000 человек. В это нелегкое время на троне оказался человек, не улучшить положение в стране: вместо решения насущных внутренних вопросов Аурангзеб послал армию на подавление восстания сикхов, в результате которого те создали сильную военную организацию – хальсу, справиться с которой было уже не в силах императора.
В качестве особой причины революции принято называть идеологическую, или религиозную. В результате Реформации, осуществленной в ХVI веке, государственной в Англии стала английская, или англиканская церковь, главой которой считался сам монарх. Английские католики были лишены политических прав и подверглись преследованиям. В то же время многие протестанты полагали, что проведенная властями реформация недостаточна, и настаивали на ее углублении. Такие позиции занимали последователи Ж. Кальвина, которых в Англии называли пуританами. К ХVII веку внутри пуританского движения выделились две основные группы: пресвитериане и индепенденты. Пресвитериане признавали, что во главе новой церкви должен находиться совет выборных старейшин-пресвитеров. Индепенденты занимали более радикальную позицию-они стояли за независимость каждой церковной общины. Пуритане разделяли догмат Кальвина о божественном предопределении, что, по мнению многих историков, и определило революционный характер их взглядов. Сложность ситуации была связана с тем, что в трех королевствах религиозные различия были существенными. В Англии приверженцы реформации смотрели на католиков как на угрозу. Казалось, "пороховой заговор" 1605 г. давал основания для этого. Когда при Карле руководство англиканской церкви заняло примирительную позицию по отношению к католикам, пуритане восприняли это как едва ли не больший грех, чем быть католиком. В Шотландии господствующие позиции занимала пресвитерианская церковь, а в Ирландии большую часть населения составляли католики.
Попытка короны унифицировать порядок служб вызвала протест. В 1637 году в Шотландию был направлен Единый молитвенник, что вызвыло взрыв сопротивления. С петициями протеста выступили представители разных слоев общества. Хотя Карл и родился в Шотландии, он совершенно не понимал сложившейся там обстановки. Он угрожал, что объявит предателями тех, кто будет продолжать упорствовать. Это не только не остановило его противников, но вызвало революцию. 28 февраля 1638 г. во время четырехчасовой церемонии в шотландской столице Эдинбурге священниками и представителями городов был подписан Национальный Ковенант, религиозный и политический документ, ставший идеологической основой шотландского восстания.
Существенной причиной, вызвавшей сначала ослабление, а затем и развал государства, стал страшный голод в начале XVIII в. , из-за которого многие крестьяне бежали в другие страны, а в районах Декана, по сведениями современников, от голода погибли более 2 000 000 человек.
В это нелегкое время на троне оказался человек, не улучшить положение в стране: вместо решения насущных внутренних вопросов Аурангзеб послал армию на подавление восстания сикхов, в результате которого те создали сильную военную организацию – хальсу, справиться с которой было уже не в силах императора.