А2. После Первой мировой войны процесс образования независимого государства проходил мирным путем в:
1) Латвии
2) Польше
3) Венгрии
4) Германии
A3.На 1919г. интересы Великобритании представлял:
1)В.Вильсон
2) Наполеон III
3) Ж. Клемансо
4) Д. Ллойд Джордж
А4. Фашистская идеология предполагает:
1) многопартийность
2) ликвидацию частной собственности
3) отказ от какого-либо участия в любых войнах
4) главенство национальных интересов над классовыми
А5. Целью организации в 1933 г. в США лагерей для молодежи, где юноши и девушки занималась лесопосадками, благоустройством и строительством, была борьба с:
1) безработицей
2) инакомыслием
3) бездуховностью
4) загрязнением окружающей среды
А6. Причина роста национально-освободительного движения в 1920-е гг. в странах Востока:
1) образование Народных фронтов
2) усиление миграции европейцев в страны Востока
3) победа Центральных держав в Первой мировой войне
4) революционные события в России и других европейских странах
А7. В 1920—1930 гг. в жизнь европейцев вошло такое явление, как:
1) театр
2) Интернет
3) звуковое кино
4) железнодорожное сообщение
А8. 1920-е гг. называют «эрой пацифизма», потому что:
1) прекратились межнациональные конфликты
2) исчезли крупнейшие колониальные системы
3) прекратили существование все военные союзы
4) увеличилось число выступлений сторонников мира
А9. Совместные действия государств с целью поддержания международного мира и безопасности, предотвращения или подавления актов агрессии называется:
1) изоляционизм
2) политика «умиротворения»
3) политика «большой дубинки»
4) политика «коллективной безопасности»
А10. Итог военных действий к лету 1941 г.:
1) вступление в войну США
2) уничтожение военно-морского флота Великобритании
3) установление контроля Германии над значительной частью Европы
4) восстановление демократических режимов в Восточной Европе
Из земледельцев выходят храбрейшие мужи и самые предприимчивые воины, а земледелие есть занятие наиболее благочестивое и устойчивое...
Катан Старший, II в. до н. э.
Жизнь общины была организована так, чтобы поддерживалось равновесие между личной и общественной пользой. В Риме не было налогов, за счет которых содержался бы государственный аппарат. Люди, занимавшие высшие должности, не получали жалованья и должны были за свой счет устраивать пиры, игры, строить храмы, обеспечивать бедных граждан наделами земли. Путь наверх был открыт прежде всего для нобилитета, в который входили патриции и плебейская верхушка. С другой стороны, чем богаче был гражданин, тем больше средств он был обязан тратить на общую пользу.
Служба в армии была обязанностью для граждан, но обязанностью почетной. Человек не мог стать государственным деятелем, не имея военного стажа. Лишь в IV в. воинам стали выплачивать жалованье: до этого они довольствовались плодами своих побед и должны были сами заботиться о вооружении и пропитании. Когда начиналась война, у граждан брали заем, кото-
• Нобилитет— от латинского слова «нобилис» — «знатный, благородный».
рый возвращался после победы. Военная добыча переходила в собственность общины, и ею пользовались все граждане. Отнятая земля присоединялась к общественной, а потом делилась между солдатами и безземельными. Драгоценные металлы и другая дань шли в казну общины. Остальное распределялось между солдатами, которых одаривали также и полководцы.
Большое значение в жизни римлян имела религия. Древнейшими богами были двуликий Янус — творец Вселенной, Юпитер — бог неба, Марс — бог войны. Римляне почитали Весту — хранительницу домашнего очага и государства, Юнону — богиню луны и покровительницу женщин, Минерву — богиню мудрости, покровительницу ремесел. Было и множество других богов, причем количество их все время возрастало. Римляне охотно принимали «чужих» богов — этрусских, греческих, а потом и восточных.
Религиозные обряды были своего рода общественной обязанностью граждан: члены общины должны были участвовать в обрядах своей фамилии, почитая «семейных» богов, и в обрядах общегосударственных. Любое дело в Древнем Риме начиналось с того, что испрашивалась воля богов.
Римскую религию историки называют рациональной и практичной. Отношения с богами имели, так сказать, деловой характер: следовало соблюдать верность богам, строго выполнять обряды и различные запреты, а взамен можно было рассчитывать на их помощь.
Высший суд над человеком в Древнем Риме осуществляли не боги, а общество — сограждане давали оценку поступкам человека, высказывали одобрение или неодобрение. Лучшие граждане были образцом для подражания, на их подвиги, совершенные ради общего блага, должен был ориентироваться человек.
Таким образом, идея «общей пользы» определяла и порядки в гражданской общине, и поведение каждого отдельного ее члена. Обязательства римского граждаяина были четко установлены: на первом месте стоял долг перед обществом, на втором — перед семьей и на последнем — забота о своем личном благе.