Достижения древней Персии по сей день исследуются археологами и исследователями. Большого успеха они достигли в развитии ирригационной системы. Если раньше использовались наземные каналы, то во времена персов были разработаны подземные каналы-канаты. Чтобы обеспечивать поля на высокогорьях водой, персы выкапывали глубокие колодцы у подножья гор сквозь водонепроницаемые глины. Талые воды, стекающие с гор, собирались в них. От колодцев проводились подземные водоводы в человеческий рост, к которым прокладывались вертикальные шахты, обеспечивающие освещение. Эти водоводы выходили на поверхность, и получаемая влага шла на поддержание земледелия.
Объяснение:
Объяснение:
Каждый из трех основных классов древневосточного общества не был монолитен и однороден, а состоял из различных слоев, различавшихся между собой по юридическому и бытовому положению, имущественной состоятельности и сословной принадлежности. Сословия — это группы людей, различающиеся по своему правовому и престижному положению. Древность знает всего три главных сословных статуса, дифференцируемых по степени свободы, с которой люди могут распоряжаться собой, т.е., по степени их формальной независимости от других людей:
1) полноправные граждане, принадлежащие к самоуправляющейся структуре общинного типа; их жизнь в широких пределах направляется ими самими;
2) неполноправные граждане, жизнь которых в широких пределах регламентируется другими лицами, от которых они считаются формально зависимыми, — частными людьми или государством как особым учреждением (а не воплощением социума), — это клиенты, илоты, «царские люди» и др.;
3) рабы — люди, считающиеся движимым имуществом другого человека, который может произвольно распоряжаться их временем и силами, а также волен продать их, подарить или освободить.
Сословное деление весьма сложным образом соотносится с классовым. Так, господствующий класс состоит преимущественно из людей первого сословия, но включает и лиц второго сословия; с другой стороны, люди первого сословия, как и люди второго, могут быть зависимыми и даже подневольниками; общинники могут вовсе не эксплуатироваться, а могут принадлежать к классу зависимых; наконец, рабы могут эксплуатироваться и как подневольники, и как зависимые.