если не сложно 1. В каком веке согласно летописному преданию в Новгород на княжение были призваны варяги? 1) VII в.
2) VIII в.
3) IX в.
4) X в.
2. В каком году произошло крещение Руси?
1) 882 г.
2) 988 г.
3) 1097 г.
4) 1147 г.
3. В каком году состоялся съезд князей в Любече?
1) 882 г.
2) 988 г.
3) 1097 г.
4) 1185 г.
4. Как назывался сбор дани князем на Руси в X в.?
1) десятина
2) полюдье
3) вира
4) вервь
5. Укажите князя, в годы правления которого был заключён первый письменный договор между Русью и Византийской империей.
1) Ярослав Мудрый
2) Олег Вещий
3) Игорь Старый
4) Владимир Святой
6. Кто являлся высшим должностным лицом в Новгородской республике?
1) митрополит
2) тиун
3) князь
4) посадник
7. Где в период политической раздробленности Руси сложилась республиканская форма правления, при которой высшим органом управления являлось вече?
1) в Москве
2) в Новгороде
3) во Владимире
4) в Рязани
8. Русская Правда в Древней Руси — это
1) сборник законов Древнерусского государства
2) первая древнерусская летопись
3) название международного договора Руси и Византии
4) литературное произведение, написанное киевским князем
9. Что согласно летописи стало одной из причин призвания варяжских князей в IX в.?
1) разгром Русью Хазарского каганата
2) неудачная война Руси с Византией
3) набеги половцев на Русь
4) межплеменные усобицы на севере Руси
10. Что из названного было одной из причин возникновения удельной системы на Руси в XII–XIII вв.?
1) несовершенный порядок наследования престола в Древнерусском государстве
2) усиление внешней опасности со стороны варягов
3) принятие христианства
4) нашествие на Русь монголов
11. Что из названного было одним из следствий политической раздробленности Руси?
1) ослабление обороно Руси
2) усиление власти киевского князя
3) упадок древнерусской культуры
4) прекращение торговли с другими государствами
12. С какой целью был созван съезд русских князей в 1097 г. в Любече?
1) установить новый порядок взимания дани
2) принять Русскую Правду
3) остановить междоусобицы
4) принять решение о введении на Руси христианства
13. Что стало следствием восстания древлян в 945 г.?
1) упорядочение сбора дани княгиней Ольгой
2) принятие Русью христианства
3) включение в Русскую правду статей, ограничивавших кровную месть
4) начало раздробления Древнерусского государства
14. Прочтите отрывок из летописи и укажите древнерусского князя, к которому были обращены следующие слова.
«И послали со словами: «Ты, князь, ищешь чужой земли и о ней заботишься, а свою покинул, а нас чуть было не взяли печенеги, и мать твою, и детей твоих. Неужели не жаль тебе своей отчизны, старой матери, детей своих?»»
1) Олег Вещий
2) Игорь Старый
3) Святослав Игоревич
4) Владимир Святой
15. Прочтите отрывок из сочинения историка и укажите князя, о котором идёт речь.
«Наверное, можно сказать, что по масштабу своей личности он уступал и своему отцу Владимиру Мономаху, и своему сыну Андрею Боголюбскому. Возможно, его биография менее интересна, более однообразна, скучна, однопланова: военные походы и подготовка к ним составляют её преимущественное содержание, и почти всё сводится к борьбе за Киев. Но масштаб личности не всегда напрямую определяет значимость той или иной фигуры, её место в истории».
1) Юрий Долгорукий
2) Дмитрий Донской
3) Иван III
4) Ярослав Мудрый
16. Укажите произведение древнерусской литературы, автором которого является Владимир Мономах.
1) «Слово о законе и благодати»
2) «Повесть временных лет»
3) «Поучение детям»
4) «Житие Бориса и Глеба»
Коловрат отбыл в Чернигов, там его настигло известие о разорение родной земли монголами. Не медля ни минуты, Коловрат с малой дружиной (численность её в разных источниках оценена по-разному) спешно двинулся в сторону Рязани.
К сожалению город он застал уже разоренным и сожженным. Увидев развалины, бросился в погоню за войском Батыя. Настигнув татар в окрестностях Суздаля, дал бой неприятелю. Несмотря на малую численность отряда, русским удалось смять арьергард татар внезапной атакой.
Батый был сильно удивлен всему, что произошло. Хану пришлось бросить в бой свои лучшие части. Батый просил привести ему Коловрата живым, однако Евпатий не сдался и мужественно бился с превосходящим по численности врагом.
Тогда Батый послал к Евпатию парламентера, чтобы спросить, чего хотят русские воины? Евпатий ответил – умереть! Бой продолжался. В итоге монголам пришлось применить катапульты и, только тогда им удалось разрушить русский строй. Коловрат был убит. Батый, пораженный мужеством и героизмом русского воина, отдал тело Евпатия его дружине. Остальных воинов, за их смелость Батый велел отпустить, не причинив им вреда.
Евпатий Коловрат по истине народный герой. Его подвиг нашел отражение в русском фольклоре, про него писали песни и стихи. Сергей Есенин не обошел в своем творчестве личность русского героя, воспев его подвиг в одном из своих произведений. В советские времена «Союзмультфильм», выпустил мультик – « Сказ о Евпатии Коловрате». В 2007 году, именем рязанского воеводы, была названа одна из улиц его родного города.