Сначала бьют баклуши, то есть делают грубые бруски-заготовки из дерева. Затем мастер встает за токарный станок, снимает резцом излишек древесины и постепенно придает заготовке нужную форму. Так получается основа — «бельё» (неокрашенные изделия) — резные ковши и ложки, поставцы и чашки. Изготовление «белья» После сушки «бельё» грунтуют жидкой очищенной глиной — вапой, как её называют мастера. После грунтовки изделие 7-8 часов сушат и обязательно вручную покрывают несколькими слоями олифы (льняного масла). Мастер окунает в миску с олифой специальный тампон, приготовленный из овечьей или телячьей кожи, вывернутой наизнанку, а затем быстро втирает в поверхность изделия, поворачивая его так, чтобы олифа распределялась равномерно. Эта операция очень ответственная. От неё будет в дальнейшем зависеть качество деревянной посуды, прочность росписи. В течение дня изделие покроют олифой 3-4 раза. Последний слой высушат до «небольшого отлипа» — когда олифа слегка прилипает к пальцу, уже не пачкая его. Следующий этап — «лужение», то есть втирание в поверхность изделия алюминиевого порошка. Выполняют его также вручную тампоном из овечьей кожи. После лужения предметы приобретают красивый бело-зеркальный блеск, и готовы для росписи. В росписи применяются масляные краски. Главные цвета, определяющие характер и узнаваемость хохломской росписи — красный и чёрный (киноварь и сажа), но для оживления узора допускаются и другие — коричневый, светлого тона зелень, жёлтый тон. Кисти для росписи делаются из беличьих хвостов, так, чтобы ими можно было провести очень тонкую линию. Лужение и художественная роспись Выделяют роспись «верховую» (когда по закрашенному серебристому фону наносят рисунок (криуль — основная линия композиции, на неё «насаживают» такие элементы как осочки, капельки, усики, завитки т. д.) красным и черным цветом) и «под фон» (сначала намечается контур орнамента, а потом заполняется чёрной краской фон, рисунок листа или цветочка остается золотым).
Территория западный казахстан междуречья волга и жайык хронология viii век до нашей эры по v век нашей эры могильник сынтас в нём захоронены сразу 3 сарматских воина. возможно один из них был военачальником. он лежал в центре и покоился на возвышенной основе. рядом были бронзовые наконечники стрел, железные кинжалы, железные уздечки,глиняная посуда, также предметы с изображением волка и костяные ложки с изображением сайги и горного козла могильник бесоба курган с захоронением женщин-жриц. в нём было захоронено 2 женщины. рядом с покойными были вещи: бронзовое зеркало, золотые серьги, бусы и жертвенник с изображением оскаливавшегося пасть волка. курган аралтобе нашли 2-ого золотого человека. здесь также найдены стеклянные бусы, копья,стрелы, обломки кинжала. рядом с покойным были выложены сотни стрел в колчане, керамическая посуда, железная сабля и нож. вооружение вождя, его одежда, богато инкрустированная золотом, украшени, а также части ритуального посоха жреца. в могиле был похоронен почитаемый вождь и его жена