из нее вырастает вся современная технологическая цивилизация; ее ценности и принципы распространяются из Великобритании сначала на Европу и Северную Америку, а затем постепенно завоевывают и весь мир. Аграрная цивилизация уходит в на смену ей приходит промышленная. Это видно не только через сухие цифры, показывающие изменение процентного соотношения населения, занятого в сельском хозяйстве или промышленности, или количества жителей городов, — меняется вся повседневная жизнь людей: продукты питания со временем начинают изготовляться на заводах, одежда и обувь в основном перестают шиться по индивидуальным заказам, появляются стандартные и взаимозаменяемые детали, в строительстве мостов и кораблей на смену дереву приходит металл, земной шар становится таким маленьким, что его можно обогнуть за восемьдесят дней. Трудно найти сферу жизни, не затронутую промышленной революцией.
Затронула она и саму структуру общества: падает значение крестьянства, уменьшается роль земельной аристократии, исчезает множество ремесленников и ремесел, закрываются мануфактуры. Тот мир, которым был зачарован Маркс, то сосуществование (или противостояние) промышленной буржуазии и промышленного пролетариата, на котором он строил свои теории, — это тоже последствие промышленной революции. Возникает профсоюзное движение, социалистические и рабочие организации — таким образом, в основе многих социальных потрясений XIX — начала XX века лежит также промышленная революция.
Средний класс в ряде европейских стран историки усматривают уже едва ли не с XVII века, однако именно после промышленной революции о нем можно говорить как об отдельном социальном слое со своей этикой и жизненной философией. Во многом этот средний класс был создан промышленной революцией: это владельцы небольших фабрик, управленцы, новые профессиональные слои, такие как, к примеру, инженеры.
Меняются условия труда: взаимозависимость людей внутри одного коллектива заставляет насаждать жесткую дисциплину, ставить одних работников под присмотр других, запрещать отвлекаться от работы или опаздывать на нее.
Семья все еще сохраняет свое экономическое значение, однако она все чаще перестает быть местом работы. Падает экономическая роль женщин в семье, появляется новое разделение труда: мужчина работает, женщина ведет дом и присматривает за детьми. Таким образом, дом и работа, рабочее время и часы досуга оказываются четко разделены. На рубеже 1770–1780-х годов в Европе открываются первые детские сады, а в XIX веке и ясли.
Фактически в мировой истории было всего две революции такого масштаба: первая из них превратила охотника и собирателя в земледельца, вторая же превратила земледельца в производителя товаров и услуг.
Каждая из них имела свою прочную базу, организацию и свои культовые сооружения, которые в определенном промежутке времени мирно сосуществовали. Путем диолога и созидательного сотрудничества они взаимообогащались и внесли достойный вклад в развитии духовной культуры в раннесредневековой цивилизации. По существу народы Центральной Азии были толерантны к вере и позитивно воспринимали создательные стороны каждой религии. Именно поэтому центрально азиатский регион был облестью развития и распространения разных религии, конфессий а также и ретранслятором этих религий в Китай и Дальний Восток[1].
Образование единого централизованного государства в результате объединения русских земель вокруг Москвы на протяжении XIV—XV веков представляло собой весьма сложное и противоречивое явление. Оно имело ряд отличительных особенностей по сравнению с аналогичным процессом в ряде стран Западной Европы. При этом определяющим моментом была не столько экономическая потребность, сколько национально-патриотическая идея объединения для борьбы за независимость. Несомненно, объединение русских земель еще не означало преодоление экономического и социального своеобразия территории. Однако уже в это время Русь предстала перед Европой как могучее многонациональное государство Россия. Это был переломный этап российской истории, эпоха выбора своего пути развития. Такие периоды всегда представляли большой интерес для исторической науки и оценивались далеко не однозначно. Проблеме формирования единого Российского государства уделено внимание в фундаментальных исследованиях крупнейших российских историков Н.М. Карамзина, С.М. Соловьёва, В.О. Ключевского и др. В них отмечается прогрессивный исторически обусловленный характер данного процесса. При этом государственник Карамзин подчеркивал исключительное значение великих князей в создании Московской Руси. Согласно его воззрениям, Россия «основывалась победами и единоначалием, гибла от разновластия, а мудрым самодержавием». С.М. Соловьёв в большей степени обращал внимание на объективные, исторически подготовленные причины формирования Российского государства, на победу нового государственного начала над старым родовым. В плане общей концепции прогрессивности возникновения Московского государства у В.О. Ключевского и П.Н. Милюкова превалирует оценка значимости борьбы за национальную независимость для объединения русских земель. А.Н. Милюков именовал Московскую Русь военно-национальным государством. Своеобразную точку зрения на проблему формирования русского государства высказал историк и философ Г.П. Федотов. В противовес Н.М. Карамзину он возлагает ответственность на русских князей за варварские, азиатские собирания русских земель, что привело, по его мнению, в будущем к созданию деспотического самодержавного правления.
из нее вырастает вся современная технологическая цивилизация; ее ценности и принципы распространяются из Великобритании сначала на Европу и Северную Америку, а затем постепенно завоевывают и весь мир. Аграрная цивилизация уходит в на смену ей приходит промышленная. Это видно не только через сухие цифры, показывающие изменение процентного соотношения населения, занятого в сельском хозяйстве или промышленности, или количества жителей городов, — меняется вся повседневная жизнь людей: продукты питания со временем начинают изготовляться на заводах, одежда и обувь в основном перестают шиться по индивидуальным заказам, появляются стандартные и взаимозаменяемые детали, в строительстве мостов и кораблей на смену дереву приходит металл, земной шар становится таким маленьким, что его можно обогнуть за восемьдесят дней. Трудно найти сферу жизни, не затронутую промышленной революцией.
Затронула она и саму структуру общества: падает значение крестьянства, уменьшается роль земельной аристократии, исчезает множество ремесленников и ремесел, закрываются мануфактуры. Тот мир, которым был зачарован Маркс, то сосуществование (или противостояние) промышленной буржуазии и промышленного пролетариата, на котором он строил свои теории, — это тоже последствие промышленной революции. Возникает профсоюзное движение, социалистические и рабочие организации — таким образом, в основе многих социальных потрясений XIX — начала XX века лежит также промышленная революция.
Средний класс в ряде европейских стран историки усматривают уже едва ли не с XVII века, однако именно после промышленной революции о нем можно говорить как об отдельном социальном слое со своей этикой и жизненной философией. Во многом этот средний класс был создан промышленной революцией: это владельцы небольших фабрик, управленцы, новые профессиональные слои, такие как, к примеру, инженеры.
Меняются условия труда: взаимозависимость людей внутри одного коллектива заставляет насаждать жесткую дисциплину, ставить одних работников под присмотр других, запрещать отвлекаться от работы или опаздывать на нее.
Семья все еще сохраняет свое экономическое значение, однако она все чаще перестает быть местом работы. Падает экономическая роль женщин в семье, появляется новое разделение труда: мужчина работает, женщина ведет дом и присматривает за детьми. Таким образом, дом и работа, рабочее время и часы досуга оказываются четко разделены. На рубеже 1770–1780-х годов в Европе открываются первые детские сады, а в XIX веке и ясли.
Фактически в мировой истории было всего две революции такого масштаба: первая из них превратила охотника и собирателя в земледельца, вторая же превратила земледельца в производителя товаров и услуг.