Парижский мир 1856 г. подтвердил автономию Дунайских княжеств и Сербии, в них сохранялось «независимое и национальное управление и полная свобода вероисповедания, законодательства, торговли и судоходства». Три года спустя в Валахии и Молдове на трон был избран один и тот же господарь (князь), благодаря чему произошло фактическое объединение Дунайских княжеств. В 1861 г. на их месте возникло единое государство Румыния, только формально сохранявшее зависимость от Османской империи. Важнейшей вехой в процессе распада турецкого государства стал Восточный кризис 1875-1878 гг. В эти годы турецкое правительство перешло к политике систематического истребления христиан, стремясь сделать население страны более однородным и покорным. В результате Русско-турецкой войны 1877-1878 гг. Румыния, Сербия и Черногория добились полной независимости; Болгария, хотя и разделённая на две части, получила автономию. Кроме того, Австро-Венгрия оккупировала славянские провинции Боснию и Герцеговину, а англичане захватили остров Кипр, на котором проживало греческое и турецкое население. После этого под турецким господством в Европе остались только Македония, Фракия и Албания.
Стамбул. Фото конца XIX в.
Абдул-Хамид II В мае 1876 г., в разгар Восточного кризиса, в Стамбуле произошёл военный переворот, падишах Абдул-Азиз был низложен, а вскоре было объявлено о его самоубийстве. Новый переворот, произошедший три месяца спустя, привёл к власти Абдул-Хамида II (1876-1908 гг.). 23 декабря 1876 г., в день открытия в Стамбуле международной конференции, созванной для разрешения Восточного кризиса, новый падишах по совету англичан провозгласил конституцию. Эта уловка позволила турецкому правительству на время избежать иностранного вмешательства и продолжить уничтожение своих «равноправных», но иноверных граждан с прежней жестокостью. Формально Османская империя становилась конституционной монархией, однако отношение к угнетённым народам не изменилось. Ислам провозглашался государственной религией, все подданные объявлялись «османами», существование других национальностей не признавалось. Обострение международной ситуации вынудило падишаха созвать какое-то подобие парламента, но немедленно по завершении войны с Россией он был распущен. Реформы приостановились, началось ужесточение режима, противники существующего строя всё чаще становились жертвами убийств. «Тёмные улицы Стамбула застыли от страха», — писал очевидец этих событий. Абдул-Хамид II так объяснил свои действия: «Я дал моей империи конституцию», но «она не смогла действовать. Я не нашёл ни людей, чтобы правильно её применить, ни расположения населения».
50е-60е годы - Европейский “Золотой век”. После Войны все страны Европы в разной степени, но начали расти. Начавшийся в последней трети XIX столетия в Англии промышленный переворот стал в XIX в. главным содержанием экономического развития западных стран. Результатом промышленной революции стало образование индустриального общества, где «труд и производство становятся идеалом, а затем и идолом» и вместе с образованием, демократией и наукой превращаются в доминанты культурного процесса (Й. Хейзинга) . На трон взошла ее величество Машина, по образу и подобию которой моделируется теперь вся общественная жизнь. Певец индустриализма А. де Сен-Симон мечтает об обществе, организованном как огромная фабрика, во главе которой стоят промышленники и ученые. Индустриальная цивилизация отличалась от прежних этапов буржуазного развития следующими чертами: Фабрика сменила мануфактуру, приведя к невиданному прежде росту производительности общественного труда. Ускоренное внедрение в производство технических и технологических новшеств сопровождалось укрупнением предприятий и переходом их к выпуску массовой стандартизированной продукции. Массовое производство приводит к урбанизации, росту городов —промышленных и культурных центров. Уровень благосостояния и качества жизни в городах существенно повысился. В быт людей повсеместно входят телефон и телеграф, фотография и кинематограф, новые транспортные средства — паровоз, пароход, автомобиль, электрический трамвай, метро позволяют быстрее преодолевать расстояния. В городских домах появляются паровое и водяное отопление, цен тральное водоснабжение и канализация и т. д. Формируется средний класс (служащие государственных учреждений и частных кампаний, лица свободных профессий, мелкая буржуазия) по признаку устойчивого материального положения, хотя и различного у отдельных слоев. Именно «сред ний класс» в конечном счете придает устойчивость обществу, которое постепенно становится «массовым» . Складывается новая система ценностей. Главной ценностью индустриальной цивилизации стал технический прогресс, который вместе с наукой смог обеспечить человечеству то, что называется благосостоянием. Польза, достаток, комфорт - эти ориентиры «чувственной» культуры доминируют в об щественном сознании, которое начинает неправомерно отождес твлять прогресс культуры с экономическим прогрессом.
высшее почётное наследственное звание - Титул