ОТ ЭТОГО ЗАВИСИТ МОЯ ЖИЗНЬ
Прочитай отрывки из труда римского историка Тацита, посвящённого древним германцам, и тезисно выпиши из текста основные характеристики устройства их общества. При необходимости можешь также обратиться к материалам учебника.
Германцы любят, чтобы скота было много: в этом единственный и самый приятный для них вид богатства.
У германцев совсем нет хвастовства роскошью [оружия]; только щиты они расцвечивают изысканнейшими красками. У немногих [имеется] панцырь, а шлем, металлический или кожаный, едва [найдется] у одного или двух.
Вообще они считают, что пехота сильнее [конницы], и поэтому сражаются смешанными отрядами, вводя в кавалерийское сражение и пехоту, быстротой своей при к этому и согласованную с конницей; таких пехотинцев выбирают из всей молодёжи и ставят их впереди боевой линии.
Боевой строй [германцев] составляется из клиньев. Отступить, но с тем, чтобы вновь наступать, [у них] считается не трусостью, а благоразумием. Тела своих [убитых и раненых] они уносят с поля битвы даже тогда, когда исход ее сомнителен. Оставить свой щит — особенно позорный поступок: обесчестившему себя таким образом нельзя присутствовать при богослужении или участвовать в народном собрании, и многие, вышедшие живыми из битвы, кончают свою позорную жизнь петлей.
Королей они выбирают по знатности, а военачальников — по доблести. [При этом] у королей нет неограниченной или произвольной власти, а вожди главенствуют скорее [тем, что являются] примером, чем на основании права приказывать, тем, что они смелы, выделяются [в бою], сражаются впереди строя и этим возбуждают удивление.
О менее значительных делах совещаются старейшины, о более важных — все, причем те дела, о которых выносит решение народ, [предварительно] обсуждаются старейшинами.
Во время сражения вождю стыдно быть превзойденным храбростью [своей дружиной], дружине же стыдно не сравняться с вождём; вернуться же живым из боя, в котором пал вождь, значит на всю жизнь покрыть себя позором и бесчестьем; защищать его, оберегать, а также славе его приписывать свои подвиги — в этом главная присяга [дружинника]: вожди сражаются за победу, дружинники — за вождя.
Объяснение:
1. Курулутай-Kurultay, з тюрк. — велелюдне свято) — у тюркських народів орган народного представництва, загальнонаціональний з'їзд, під час якого вирішують найважливіші проблеми нації. Початково означав збори князів, пізніше збори народу.
2. Яса-1) стара назва сигналу, знака; 2) чутка, поголос; у сполученні: пуска́ти ясу́ — пускати чутку; 3) гучні звуки, гуркіт, грім; також вітання гарматними залпами; салют.
3.ченгисан — монгольський державний, політичний і військовий діяч. Засновник і перший великий хан Імперії Чингісхана, другої за площею імперії у всесвітній історії. Представник роду Борджигінів. Патріарх династії Чингізидів.
4.Сарай-Бату — середньовічне місто і столиця Золотої Орди, розташоване на відстані близько 120 км на північ від сучасного міста Астрахань. Археологічні залишки міста ототожнюються з Селітряним городищем біля Селітрового Харабалінського району області. Місто засноване близько 1240 року ханом Батиєм.
5.Катапу́льта — один з числа ручних механічних приладів, що використовується для метання снарядів на велику відстань без до вибухових та інших речовин. Один із численної кількості видів античних та середньовічних машин які використовувалися під час облоги