Анализ причин восстания следует начинать с понимания процесса усиления крепостного права в России рубежа XVI-XVII веков. После разорения Ливонской войной и опричниной, в стране сначала вводят заповедные годы, а потом урочные лета, то есть растет срок сыска беглых крестьян. Ситуацию ухудшает голод 1601-1603 годов, как раз тогда произошло восстание Хлопко Косолапа. Ситуацию ухудшило убийство самозванца Лжедмитрия I в мае 1606 года, в народе его продолжали считать настоящим царем. Это событие и стало поводом к восстанию.
Состав участников выглядел следующим образом:
Крестьяне и боевые холопы.
Северское казачество и запорожское казачество.
Дворянство из районов южнее Москвы – тульское, рязанское, северское.
Целью восставших было возведение на трон царевича Дмитрия и изгнание из Москвы боярского царя Василия Шуйского. Сам Иван Болотников представлял себя царским воеводой. Ему в этом Михаил Молчанов, который сбежал из столицы и имел с собой золотую печать, ей он скреплял “царские грамоты”.
Царь Василий Шуйский послал против повстанцев воевод Трубецкого и Воротынского. В августе они потерпели поражение около городов Кромы и Елец. В октябре Болотников взял Калугу и двинулся на Коломну, где не смог взять Кремль, зато на севере повстанцы подошли к селу Коломенскому и начали осаду Москвы. Эти события и стали пиком их успехов.
В ноябре 1606 года от повстанцев на сторону царя перешел рязанских дворянин Ляпунов и его сторонники. Против повстанцев вел агитацию патриарх Гермоген. К началу декабря отряды восставших разделились на две части, Болотников отступил к Калуге, а Илейка Муромец – к Туле.
На рубеже 1606-1607 бои шли с переменным успехом. Битву под Веневом выиграли повстанцы во главе с князем Андреем Телятевским, а сражение около Серебряных Прудов выиграли царские войска. В мае 1607 года в битве на Пчельне вблизи Калуги повстанцы в очередной раз разгромили царские войска и сняли осаду Калуги. С июня 1607 инициатива перешла на сторону царской армии. Повстанцы проиграли битву на Восьме, а в октябре Василий Шуйский взял Тулу. Датой окончания восстания стал октябрь 1607 года.
Причинами поражения повстанцев можно считать отсутствие единства у повстанцев, цели разных слоев общества отличались, отсутствие единого командования, предательство Ляпунова. Итогом восстания Болотникова можно считать разорение части государства, а также начало нового антиправительственного движения, которое возглавил Лжедмитрий II.
После капитуляции Болотникова сослали в город Каргополь, где утопили и ослепили, а Илью Муромца повесили. Характеристику Ивану Болотникову, восстанию, годам Смуты, давали многие историки, начиная от Карамзина и Соловьева.
Алишер Навои
Алишер Навои был тюркским поэтом, приверженцем суфийского движения. Также был государственным деятелем Хорасана. Жил в Афганистане, но советские историки считают его узбекским поэтом и философом. Но мнения историков разделяются, и некоторые считают, что он уйгур.
Его произведения: «Пятерица», «Фархад и Ширин», «Семь планет» и так далее.
Значимость: под псевдонимом Навои – писал на чагатайском языке, а под псевдонимом Фани он писал на персидском. Это послужило развитию языков.
Улугбек
Улугбек был среднеазиатский политический деятель Тимуридов. Улугбек был внуком Тамерлана. Также был математиком, астроном, просветителем.
Достижения: создал важнейшую обсерваторию средневековья, приобрел титул Гурагани, сделал из Самарканда экономический и культурный центр торгового пути, написал труд под названием «Новые Гурагановы таблицы», а также написал «Историю четырех улусов».
Бабур
Бабур был правителем Индии и Афганистана, а также полководцем, поэтом и писателем.
Достижения: основан династию Бабуридов (или империю Великих Моголов), а также захватил Северную Индию, установил доверительные отношения с Шейбанидами, получил Восточный Афганистан, Пенджаб, реку Ганга до Бенгалии. Написал «Бабур-наме».
Но нельзя забывать, что на просторах Евразии существует и Тюркский мир. Например, совершенно ясно, что тюркские народы РФ с точки зрения их языков и культур относятся не к Русскому, а к Тюркскому миру. Тюркское государство Казахстан было инициатором создания Таможенного и экономического Евразийского Союза. Тюркский мир намного древнее Русского мира, а что касается современности, то внутритюркские экономические и культурные связи постоянно укрепляют и консолидируют мир тюрков.
В течение последних 20 лет в Турции и Азербайджане было проведено более десятка съездов Дружбы и сотрудничества тюркских государств и народов. В сфере межкультурных связей тюркских народов работает межгосударственная организация ТЮРКСОЙ. Постоянно собирается на свои сессии в Баку Межпарламентская Ассамблея тюркских государств. Даже официально утвержден флаг этой организации.
На общественном уровне, начиная с 1991 года работает международная общественная организация Всемирная Ассамблея Тюркских Народов (ВАТН). Ее 6-й съезд в мае 2014 года в окрестностях г.Шымкента. В тюркском мире давно уже проводится конкурс эстрадной песни под названием «Тюрковизйон» (аналог конкурса «Евровидение» в Европе). В сентябре 2014 же года в Казани Фестиваль тюркской молодежи. В Казани также часто проводится Фестиваль тюркских театров. В 2014 году Казань была провозглашена столицей тюркской культуры.
ТЮРКИ 1
Думается, что в результате этих культурных связей и процессов, объединяющих и консолидирующих тюркский мир, возможно, постепенно сформируется и определенная идеология этого единства. Но для ее появления у Тюркского мира должно быть более глубокое и широкое основание, под названием «Тюркское мировоззрение».
Мировоззрение – очень широкое понятие. В нашем случае мы понимаем под ним предельно обобщенно излагаемую систему взглядов на объективный мир, место в нем человека, отношение человека к окружающей его действительности, к обществу, его убеждения, идеалы, ценностные ориентации.
В своем социальном спектре мировоззрение может быть основой и идеологии.
Выработка мировоззрения – существенный показатель зрелости не только личности, но и определенной социальной группы, народа или нации.
Общетюркское мировоззрение, которое бы консолидировало и солидаризировало тюркские народы, не может быть чисто религиозным, тем более построено на базе ценностей какой-либо одной религии, так как в тюркском мире есть несколько конфессий: ислам, христианство, буддизм, иудаизм, а также языческие верования. Кроме этого есть большие массы населения, ориентирующиеся на светский образ жизни. Ни в одном тюркском государстве ни одна религия не является государственной. Везде провозглашена свобода совести.
Объединяющее нас, тюрков, мировоззрение состоит из тех взглядов и ценностей, которые своими корнями восходят к исконно тюркским представлениям о природе, человеке и мире, и которые сформировались задолго до появления мировых религий.
Конечно, эти древнетюркские представления тоже не обходились без божеств, но информацию о них тюркам давали не конкретные личности-пророки (Авраам, Будда, Иисус Христос, Мухаммед), а наши предки приходили к понятию бога путем умозрительного истолкования природы, рассматриваемой в ее целостности.
Подобное мировоззрение по своей сути было ближе не к религии, а к философии природы (натурфилософии). Фактически философия природы была первой исторической формой философии.
В силу выше изложенного, наше тюркское мировоззрение должно носить светский и национальный характер, опирающийся с одной стороны на наши древние корни, а с другой стороны – на фундамент современной науки и философии.