Казахское ханство при Есим хане (годы правления 1598–1643 гг.). Есим хан - один из выдающихся политических деятелей второй половины XVI и первой половины XVII вв. Он смог нейтрализовать внешнюю угрозу и объединить казахские племена в крайне тяжелые годы национальной истории, превратив Казахское ханство в сильное централизованное государство.
Упорная борьба хана с ойратами, бухарцами и сепаратистами за сохранение независимости и единства Казахского ханства отразилась в народной памяти. За проявленное мужество и полководческий талант в народе его прозвали "Енсегей бойлы ер Eciм" (высокорослый (или мужественный) Есим богатырь).
Согласно историческим сведениям, Есим был сыном Шигай хана и братом Тауекель-хана. Он отличался от прочих политиков тем, что умел ставить интересы государства над личными: жертвовать репутацией, авторитетом ради определенных стратегических целей; идти на компромисс; выжидать и наносить неожиданные удары. Именно в годы его правления были возвращены Южный Казахстан и Ташкент, разгромлены джонгары, разработан новый свод законодательства, известный под названием "Есим-ханнын еск i жолы" (Древний путь Есим хана)
В конце XVI в. внешнеполитическое положение Казахского ханства заметно усложнилось. Время правления Есим хана было очень сложным. На юге шла постоянная борьба с бухарским ханом за обладание Ташкентом, на востоке усиливались ойратские племена, в самом Казахском ханстве происходили сепаратистские выступления султанов.
Борьба с бухарскими ханами за право владения присырдарьинскими городами, в частности, Ташкентом, продолжалась с переменным успехом. В этих условиях для обеспечения безопасности государства необходимо было консолидировать общество для недопущения раскола. В последние годы правления Шигай хана доверие и уважение к власти среди населения упали. Уже в момент правления Шигай хана Есим показал себя искусным политиком и завоевал немалый интерес, поскольку был посажен на престол сразу осенью 1598 года.
В первые годы своего правления Есим хан в основном боролся со своими политическими оппонентами.
В 1611 г. Есим хан, собрав пятитысячное войско, устанавливает контроль над Ташкентом, Туркестаном, Сыгнаком и Сузаком. Но успехи оказываются временными.
В 1613 г. он вновь, несмотря на сопротивление бухарских ханов, берет реванш и занимает Ташкент. Бухарские ханы были уведомлены о сложности внутриполитической ситуации в Казахском ханстве, которая заключалась в сепаратистских устремлениях отдельных султанов, в частности, Турсун султана. Особенность политических взглядов Есима и Турсуна была в том, что для последнего власть являлась самоцелью, а не средством для достижения каких-либо задач. Бухарский хан, как пишут Кляшторный и Султанов, специалисты по средневековой истории Центральной Азии, одобрил захват Турсуном ханской власти. Однако, узурпация ханской власти Турсуном не решила комплекса проблем, стоящих перед государством, поскольку амбициозный султан не обладал столь необходимым авторитетом для борьбы с сепаратистскими тенденциями внутри страны. Более того, он, нарушив соглашения, начинает набеги на Мавераннахр.
Тем временем Есим, удалившись в пределы Моголистана, втягивается в политические интриги чагатаидского дворца. Он объединяет вокруг себя некоторые кыргызские племена, устанавливает союзнические отношения с правителем Чалыша и Турфана Абд ар-Рахим ханом, который, объединив усилия с Есимом, несколько раз пытается отбить у правителя Моголии Апакхана город Аксу. Казахский султан прекрасно разбирался в тонкостях восточной политики, что и было его основным преимуществом, поскольку многие соперники Есима полагались в основном либо на военную силу, либо на политическую поддержку, тогда как он предпочитал совершать взвешенные, обдуманные со всех сторон ходы, полагаясь на ум и холодный расчеТ
Объяснение:
Рабство в США и крепостничество в России имеет общие черты, но есть и отличия.
Рабами в США становились представители негроидной расы, которых привозили в кандалах из Африки. Они выполняли тяжелый физический труд, их покупали и продавали, отбирали детей. Они рассматривались как собственность человека, купившего их. Хозяин мог наказать и убить - это было его право. Происходило все это без суда и следствия, никто не мог обвинить белого хозяина, убившего черного раба. Рабство в США было отменено в 1963 году в результате гражданской войны между югом и севером.
Крепостное право существовало в России вплоть до 1961 года. Однако зависимыми здесь были свои же русские люди. Помещик мог продать, отдать на рекрутскую службу, побить, наказать, женить и совершать иные действия. Однако запрещалось убивать крестьянина. Конечно, происходили и убийства, иногда на это закрывали глаза. Однако истории известен случай, когда русскую помещицу Салтычиху лишили дворянства и посадили в монастырь за то, что она замучила до смерти несколько десятков крепостных.
Черносошные крестьяне, проживающие на государственных землях, были свободными и работали на государство. Они имели право продавать, закладывать и передавать свои земельные наделы по наследству. Черносошные крестьяне жили общинами и имели право выбирать сельского старосту и сотских. Однако они должны были платить большие подати, такова была цена за их свободу. На протяжении XVII века, за счет прямого расхищения и феодалам, земли черносошных крестьян постоянно сокращались.