языческая религия руси
о языческих верованиях мы знаем немногого. христианские проповедники уничтожали не угодные упоминания о язычестве. "средневековая церковь, ревниво истреблявшая апокрифы и сочинения, в которых упоминались языческие боги, вероятно, приложил руку к уничтожению рукописей, подобных "слову о полку игореве", где о церкви сказано мимоходом, а вся поэма полна языческими божествами"
б.а. рыбаков утверждает, что «по существу мы из общей массы славянских и иноземных источников можно почерпнуть лишь несколько имён богов и богинь»(« язычество древних славян», стр.39)
ситуация усугубляется разнородностью языческих культов. рыбаков
цитирует гельмонда.он в 1170е годы писал: « у славян имеется много разных видов идолопоклонства, ибо не все они придерживаются одних и тех же языческих обычаев многообразных божеств, которым они поле, лес, горести и радости, они признают и единого бога.» «к исходу 1 тысячелетия н.э восточнославянское язычество представляло собой причудливое переплетение различных верований. это была смесь языческих культов разных уровней, начиная от архаических и кончая сравнительно поздними. поэтому в религии восточных славян примитивизм соседствовал с относительно развитыми воззрениям: славянин молился камням и болотам, но в то же время поклонялся богам, которые владычествовали над всем и всеми.» (и. я. фроянов «начало христианства на руси», стр.41)
не можем судить мы и о количестве богов.нередко наблюдается слияние двух или нескольких божеств в одно.или одно имя вытесняет другое полностью при сохранении прежних функций старого божества.кроме того, « существовало разделение на племенных богов и мелких божков.»
в перечне 980г. есть только одно женское – макошь, и оно поставлено на самом последнем месте после собаки симаргла. значит, уже тогда выделялись определенные боги с определенными функциями.
а вот как в хронологическом порядке расставлены этапы славянского язычества в «слове об идолах»
1.славяне кладут требы упырям и беригиням.
2.почитают рода и рожаниц
3.культ перуна
4.после крещения молились как пантеону богов возглавляемых перуном, так и роду.
первые божества не являются персонифицированные божествамипервая эпоха - поклонение и принесение жертв упырям и берегиням. и те, и другие поставлены во множественном лице, значит эта не персонифицированные божества. упыри и берегини - древние архаичные наименования олицетворений двух противоположных начал - злого и доброго, враждебного человеку и оберегающего его. они единственные представители внешнего мира, здесь, в этом архаичном пласте природа дифференцируется не по таким категориям, как рощи и источники, солнце и луна, а только лишь по принципу отношения к человеку: злые вампиры, которых нужно отгонять и задабривать жертвами, и добрые берегини, которым тоже нужно “ класть требы “, и не только в качестве , но и для того, чтобы они проявили свою доброжелательность к человеку. весьма интересен культ перуна. иногда он водвигается на 1 место , а иногда теряется в списке божеств. лев гумилёв пишет, что культ перуна с жертвоприношениями был учреждён где-то на границе с киевской русью(стр.597) и перун скорее почитается наравне с другими. славяне продолжают превозносить рода. перун же бог войны и грома. возможно, культ перуна был введён князем владимиром, чтобы переход на новую веру не был таким болезненным. е.м. аничков предполагает, что культ перуна был выдвинут на 1 место только с развитием государственности.
так или иначе, перед крещением в основном почитались следующие боги:
перун, хорс, стритбог, симаргл, макошь. все они выражают природные верования славян.
будучи недовольной жёсткой политикой абулхаира, часть племён во главе с султанами жанибеком и кереемвынуждена была откочевать в могулистан (есен буга), расположившись в междуречье рек шу и талас, где создала самостоятельное государственное образование — орду, за которой закрепилось название казахское ханство[источник не указан 280 дней].
среди аргынов существует предание, что самым приближённым лицом абу-л-хайра был кобланды-батыр из рода кара-кыпчак и даирходжа, прозванный ак-жол бием, из племени аргын. соперничество их окончилось убиением даирходжи (ак-жола) кыпчаком кобланды. аргыны потребовали от абу-л-хайра выдачи кобланды; хан отказал в их просьбе. тогда аргыны (и кереи) во главе с султанами жанибеком и кереем оставили абу-л-хайра и ушли на восток[3].
о численности этих сведений нет, но как пишет доктор наук р. бариев, что в лучшем случае 1/3 от всех племен кочевников узбекского ханства. так же другие сведения что в 50-70-х годах хv века, около 200 тысяч человек, откочевав из ханства абулхаира, собрались на единой территории под властью керея и жанибека.[4].
первым ханом нового ханства становится керей, но фактически ханством султан жанибек, который начинает войну против абул-хаира, хана узбекской орды. в 1468 году, во время похода на жетысу умирает абу-л-хайр, и жанибек без боя захватывает всю территорию узбекской орды кроме присырдарьинских городов. но уже при бурындык-хане, (правил 1480—1511) сыне керей-хана присырдарьинские города вошли в состав ханства. при касым-хане (1511—1521), сыне жанибека, небольшая часть кочевых узбеков (групп из племен кипчаков,карлуков, уйгуров, кунгратов и др.) ушли в начале xvi в. в мавераннахр, большая часть кочевых племен дештикипчакских узбеков отошла под власть ветви чингизидовказахских ханов. при касым-хане численность казахов достигла миллиона человек[5][6]
к 1500 году казахское ханство заметно расширилось и распространило свои территории на весь восточный дешт-и-кипчаказа́хское ха́нство (каз. қазақ хандығы) — казахское государство на территории современного казахстана и сопредельных с ним государств (1465—1847), образовавшееся в процессе распада золотой орды в 1465 году.
при касым-хане казахское ханство достигло наивысшего расцвета. после его смерти началась гражданская война, но уже при хак-назар-хане ханство было восстановлено в прежних границах.
в начале xviii века, в результате сопротивления внешней агрессии ханство разделилось на жузы — старший (ұлы жүз),средний (орта жүз) и младший (кіші жүз)[2]. при султане абылай хане три жуза признали его ханом казахского ханства. после его смерти ханство вновь распалось на жузы, но уже хан кенесары был провозглашён общеказахским ханом восстановленного казахского ханства.
1. За десятилетие после окончания Первой мировой войны, американское общество изменилось до неузнаваемости (во всяком случае, его городская часть). По переписи 1920 года численность городского населения США впервые в истории оказалась выше численности сельских жителей. Американские города преображались не только количественно, но и качественно. Автомобили стремительно вытесняли с улиц гужевой транспорт. Центральные районы активно застраивались небоскребами. Постоянно дешевеющая электроэнергия все ярче освещала улицы, превращая ночь в день, меняя суточные ритмы работы и отдыха.
2. Рост семейных доходов позволял все большему числу молодых людей посвящать время учебе и развлечениям, коллективному времяпрепровождению. Молодежь превратилась в серьезную социальную силу, начала активно бороться за “место под солнцем”, бунтовать против “архаичных” социальных устоев. Никто из политиков ни рабочее, ни фермерское движение, ни популисты или прогрессисты не смогли сделать то, что сделала в 1920-е годы американская молодежь: она создала новую массовую культуру.
3. Конечно же, не только молодые люди увлекались в это время джазом, кинематографом, танцами, новым профессиональным спортом, не только они писали и читали книги, придумывали новые стили в одежде — но именно поколению 20—30-летних американских горожан 1920-х годов мы обязаны возникновением большинства новых культурных феноменов, которые потом распространились по всему миру.
4. Вступление Америки в эпоху массового потребления происходило на фоне возрождения в стране изоляционизма и политического консерватизма. Эти разнонаправленные векторы общественного развития создали в 1920-е годы уникальную среду, прекрасно описанную в великих романах Ф. Фицджеральда, Т. Драйзера, С. Льюиса, У. Фолкнера, Э. Хемингуэя и других классиков американской литературы.
5. Неотъемлемым элементом “ревущих двадцатых” была негритянская культура — сотни тысяч чернокожих переселились на Север во время Первой мировой войны и принесли с собой мощнейший культурный фермент, который расцвел в виде нового джаза, литературы, театра и других проявлений т.н. “гарлемского ренессанса”.
6. Одновременно, “старая”, консервативная Америка все еще прочно удерживала нити политического контроля и пыталась отгородиться от внешнего мира с запретов на иммиграцию, остановить “падение нравов” с нового акцента на религиозном воспитании. Однако знаменитый “обезьяний процесс” 1925—1926 года, направленный против преподавания в школах теории эволюции, хотя и закончился формальной победой фундаменталистов, привел лишь к дальнейшей дискредитации консервативного религиозного мировоззрения.
7. Своеобразным символом “ревущих двадцатых” стал “сухой закон”, принятый в 1920 году. Интересно, что исполнению давней мечты американских борцов за трезвость по сухой закон”, принятый в царской России во время Первой мировой войны. Американские прогрессисты решили не отставать и действовать еще более решительно — в результате единственный раз в истории США одну поправку к конституции (18-ю), вводящую запрет на продажу, производство и транспортировку алкоголя, пришлось в 1933 году отменять с другой, 21-й поправки.
8. Конечно же, все безудержное веселье 1920-х годов не могло обойтись без алкоголя — просто его производством и распространением занялись разного рода теневые структуры: так в США возникла знаменитая мафия, а главный чикагский мафиози Аль Капоне стал одним из колоритнейших персонажей этой неповторимой эпохи.