В период xv - начало xvi века начинается эпоха великих открытий. открытие тихого океана европейцами, колонизация новых территорий. в это же время начинается реформация в европе. случается революция в науке, формируется светское образование, научные дисциплины в привычной нам форме, как , , астрономия и другие естественные науки. кардинально меняется взгляд на природу и общество. отметим также, что этот период - время ренессанса, эпохи возрождения. католическая европа переходит на новый григорианский календарь. падение константинополя, что, в свою очередь, означало падение восточно-римской империи (византии). эти события сильно повлияли на , общество, науку, культуру, поэтому учёные выделяют период xv - начало xvi веков, как начало нового времени. в этот период европейская цивилизация становится «локомотивом прогресса», покоряя и открывая новые территории и новые народы.
Зависимость от уйгурских каганов, в которую попали кыргызы после поражения в середине VIII в., приводила к неоднократным восстаниям против уйгурской власти. Подходящий момент для освобождения настал в начале IX в., когда в Уйгурском каганате обострилась борьба за престол. Воспользовавшись этим, в 820 кыргызский правитель (Ажо) провозгласил себя каганом и начал готовиться к войне, которая продолжалась 20 лет. К этому времени у кыргызов сформировалась централизованная военно-административная система, построенная на десятичом принципе. Были подчинены жившие к северу от Минусинской котловины воинственные племена бома, включенные в состав кыргызские войска. Кроме того, кыргызы заключили союз с государством карлуков в Семиречье и Тибетом. В 821 тибетское войско вторглось в долину Орхона и едва не захватило уйгурскую столицу Орду-Балык. Лишь внезапная смерть тибетского царя Уйгурский каганат от разгрома. Дальнейшие военные действия между кыргызами и уйгурами развернулись на территории Тувы. В уйгурской столице продолжалась борьба группировок, в результате которой в 839 власть захватил 1-й министр Гюйлофу, возведший на престол малолетний Кэси Торэ. Против узурпатора выступил полководец Гюйлу Мохэ, командовавший уйгурскими войсками на кыргызском фронте и перешедший на сторону кыргызов. Кыргызы двинулись в Монголию и вскоре достигли уйгурской столицы Орду- Балыка. В битве собранное наспех новое уйгурское войско потерпело поражение от кыргызов. Ажо сжег столицу, захватил все сокровища уйгурских каганов и взял в плен хатун — супругу кагана, китайскую принцессу Тайхэ Гунчжу. Сочтя, что сопротивление уйгуров полностью подавлено, кыргызский каган перенес свою ставку на завоеванные земли в северо-западную Монголию. Стремясь установить доверительные отношения с империей Тан, он решил направить посольство с китайской принцессой в Китай. Однако часть уйгуров во главе с правящим родом Яглакар и подвластные им телесские кочевые племена не захотели признать власть кыргызов, уйдя на соседние земли. Они объединились вокруг тегина Уцзе, провозгласившего себя каганом и захватившего принцессу Тайхэ. В результате женитьбы на ней он стал родственником китайского императора и мог просить его о Однако китайцы не собирались уйгурам и стали принимать в подданство отдельные группы уйгуров, а также установили союзные отношения с кыргызами. В 843 кыргызские войска в погоне за бежавшими уйгурами совершили большой поход в Турфан и заняли города Бешбалык и Куча. В 847 г. кыргызское войско во главе с полководцем Або предприняло поход в долину реки Эдзин-гол к границам Китая, а затем в земли шивэй в Маньчжурии, где разгромило остатки уйгуров. В конце IX в. кыргызские войска продолжили свой натиск на уйгуров, живших в Восточном Туркестане. Однако подчинить всех уйгуров кыргызы не смогли. Длительная война привела к убыли и распылению кыргызского населения по всей Центральной Азии. В результате в X в. кыргызы уступили господство над Центральной Азией монголоязычным номадам — киданям.
Объяснение:
имеющая мировое значение эпоха в истории культуры Европы, пришедшая на смену Средним векам и предшествующая Просвещению и Новому времени. Приходится — в Италии — на начало XIV века (повсеместно в Европе — с XV—XVI веков) — последнюю четверть XVI века и в некоторых случаях — первые десятилетия XVII века. Отличительная черта эпохи Возрождения — светский характер культуры, её гуманизм и антропоцентризм (то есть интерес, в первую очередь, к человеку и его деятельности). Расцветает интерес к античной культуре, происходит её «возрождение» — так и появился термин.
МОЖНО СЕРДЕЧКО?