Феодалдар мықты аула-бекінісі бар үйіне азық-түлік, киім-кешек, еңбек құрал-саймандары мен кару-жарақ қорын жинады. Табиғи апат, жұт, өрт зардаптарынан кейін әр шаруа осы қордан карызға көмек алып, қайтадан әл жиятын. Шаруалардың аштан өлуі немесе тамақ іздеп, қаңғырып кетуі феодалдарға тиімді болмады. Сондықтан феодалдар шаруалардың қамын ойлауға мүдделі еді. Феодалдардың аула-бекіністері (замогы) бір жағынан корғаныс қамалы, сыртқы жаулардың шабуылынан тығылатын қорғаны болды. Көптеген замоктар норман, араб және венгр шапқыншылықтарына байланысты салынды. Замоктар әдетте төңіректі жақсы бақылауға мүмкіндік беретін, қорғануға ыңғайлы өзен-дердің биік жағалауларына салынатын. Бекіністі айнала дуалдар соғылып, су толтырылатын орлар қазылды. Ор үстінен көтерме көпір салынды. Сөйтіп феодалдардың замоктары орта ғасырларда тек тұрғын үй, қамба, мал қорасы қызметін ғана емес, қорған, қамал қызметін де атқарды.
Вовлечение широких традиционных масс в политику обычно сопровождается привнесением в политическую жизнь и их традиционных предрассудков, что ведет к снижению ее уровня. В Индии же получилось наоборот: ИНК опирался на гандизм, вобравший в себя все лучшие, неагрессивные, ненасильственные характерные черты социально-религиозных представлений индийской цивилизации. Это достижению страной политической независимости с наименьшими издержками (избежать кровопролития на последнем этапе борьбы в связи с выделением Пакистана было, видимо, невозможно).
В отличие от ИНК, который первые 45 лет своего существования ограничивался требованиями частных уступок, и только в 1930г. выдвинул лозунг "пурна сварадж" полной независимости, КПИ родилась с этим требованием. Компартия была готова к использованию насильственных методов деколонизации Индии; руководство КПИ противопоставляло революционную "тактику Ленина" ненасильственным методам Ганди, которые квалифицировались как не столько средство приближения независимости, сколько средство обеспечения интересов индийской буржуазии в процессе ее завоевания.
Призывы КПИ к насильственному свержению колониального режима не нашли в стране достаточно широкой поддержки. Это обусловлено отсутствием в индуистском обществе традиции активного организованного социального протеста и насилия (для верующего индуса лозунг социального равенства и справедливости неубедителен и даже бессмыслен, т. к. он противоречит идее кармы и индивидуальной ответственности каждого за социальную неполноценность в данном сегодняшнем перерождении). Таким образом, и тактика КПИ в борьбе с колониализмом, и конечные социальные цели Партии оказались чуждыми традиционному индуистскому обществу. При всей последовательности своей антиколониальной борьбы КПИ не удалось оттеснить Конгресс от руководства НОД, поскольку тактика ИНК в большей степени соответствовала реалиям страны.
Не нашли поддержки и призывы первых индийских коммунистов к Советской России о вторжении Красной Армии в Индию, которое должно было стать "началом" общенародного восстания против колонизаторов. И в ЦК РКП, и в Коминтерне им сочувственно, но твердо объяснили, что "экспорт революции" не может заменить зрелости предпосылок национального освобождения внутри самой Индии.
КПИ допустила также ряд конкретных тактических ошибок: она считала национальную буржуазию реакционной силой, не имеющей антиимпериалистического потенциала (один из первых индийских коммунистов Рой, член Исполкома Коминтерна, которого Ленин не смог переубедить в этом вопросе, был даже исключен за догматизм и сектантство из Коминтерна). Резко антибуржуазная настроенность КПИ привела ее к левацкой тактике создания "своих" профессиональных и крестьянских союзов, рабочих партий - тем самым КПИ изолировала себя от массового движения, оставив его на откуп Конгрессу.
В любом случае, независимо от жертв, понесенных коммунистами в борьбе за освобождение Индии, само существование КПИ принесло пользу НОД. Непримиримая тактика КПИ была постоянным напоминанием Лондону о возможной перспективе развития событий в случае отсутствия с его стороны уступок умеренному Конгрессу. Наличие КПИ в качестве альтернативного Конгрессу конкурента на руководство НОД вынуждало ИНК быть более последовательным и настойчивым в антиколониальной борьбе. Не избежал Конгресс и идейного коммунистического влияния на себя (напр., Дж. Неру в 1927 г. после посещения СССР назвал эту страну "светлым пятном в темном мире". После этого Дж. Неру утвердился одним из лидеров левого крыла ИНК). Однако, в целом разница тактик, целей и идеологий обусловила сложность взаимоотношений ИНК-КПИ на этапе НОД.
Открытия Ломоносова обогатили многие отрасли науки и искусства. Крупнейший поэт XVIII века, создатель русской оды высокого гражданского и философского звучания, автор поэм и поэтических посланий, трагедий, сатир, филологических трудов и научной грамматики русского языка, Ломоносов также возродил искусство мозаики и производство смальты и вместе с учениками создал несколько мозаичных картин. Кроме того, М. В. Ломоносов является автором трудов по истории России. В 1757 году в Типографии Московского университета издано было издано собрание его сочинений.
В деле общего духовного — а вместе с тем и литературного — возрождения России Ломоносов был непосредственным продолжателем Петра Великого. Своими разнообразными учеными трудами, равно как и своими поэтическими произведениями, Ломоносов дал реформам Петра живое ощутимое продолжение в области литературы и науки. Сын беломорского крестьянина-рыбака, 20-летним «болваном» кое-как попавший в учебное заведение, Ломоносов в дальнейшей своей деятельности выступает одновременно физиком, химиком, геологом, поэтом, оратором, филологом, историком и даже публицистом. Для осуществления идей Петра в Ломоносове нашлись гигантские силы.
«Уважаю в Ломоносове великого человека, но, конечно, не великого поэта, — писал А. С. Пушкин. — Между Петром I и Екатериною II он один является самобытным сподвижником просвещения, он создал первый университет; он, лучше сказать, сам был первым нашим университетом».
Феодалдар мықты аула-бекінісі бар үйіне азық-түлік, киім-кешек, еңбек құрал-саймандары мен кару-жарақ қорын жинады. Табиғи апат, жұт, өрт зардаптарынан кейін әр шаруа осы қордан карызға көмек алып, қайтадан әл жиятын. Шаруалардың аштан өлуі немесе тамақ іздеп, қаңғырып кетуі феодалдарға тиімді болмады. Сондықтан феодалдар шаруалардың қамын ойлауға мүдделі еді. Феодалдардың аула-бекіністері (замогы) бір жағынан корғаныс қамалы, сыртқы жаулардың шабуылынан тығылатын қорғаны болды. Көптеген замоктар норман, араб және венгр шапқыншылықтарына байланысты салынды. Замоктар әдетте төңіректі жақсы бақылауға мүмкіндік беретін, қорғануға ыңғайлы өзен-дердің биік жағалауларына салынатын. Бекіністі айнала дуалдар соғылып, су толтырылатын орлар қазылды. Ор үстінен көтерме көпір салынды. Сөйтіп феодалдардың замоктары орта ғасырларда тек тұрғын үй, қамба, мал қорасы қызметін ғана емес, қорған, қамал қызметін де атқарды.