Александр I. В ночь с 11 на 12 марта 1801 года в России совершился последний дворцовый переворот. Император Павел I был убит в результате заговора петербургской знати. На российский престол вступил его сын Александр, который правил почти четверть века (1801-1825). О самом императоре, его взглядах остались самые противоречивые свидетельства современников. Он высказывал прямо противоположные взгляды, предпринимал такие же действия. Эта особенность породила у современников впечатление неискренности императора. Это объяснялось как врожденными чертами его характера, так и теми условиями, в которых он воспитывался. Оторванный от семьи, отца, он воспитывался с раннего детства у своей бабки Екатерины II. Она лично следила за его образованием и воспитанием. Поэтому Александру постоянно приходилось лавировать между бабкой и отцом, лукавить и скрывать свои истинные чувства. Одни современники говорили о его лицемерие и неискренности, другие - об образованности, воспитанности, приветливости. То и другое сочеталось в нем, дополняясь одно другим. Известно высказывание Наполеона: "Александр умен, приятен, но ему нельзя доверять: он неискренен: это - истинный византиец... тонкий, притворный, хитрый". Очевидно, что по взглядам Александр I был либералом. Он был умен и не мог не считаться с духом времени, в первую очередь с влиянием идей Французской революции.
Александр I был реальным политиком. Вступив на престол, он обещал ряд преобразований во внутренней и внешней политике государства Российского. Вступая на престол, Александр I торжественно провозгласил, что отныне в основе политики будет не личная воля или каприз монарха, а строгое соблюдение законов. Населению были обещаны правовые гарантии от произвола. Все это имело большой общественный резонанс, появились надежды на введение в России конституции.
Россия в своей истории знает трагедию безвластия и смуты. Это страшное время в которое происходит перелом исторического развития государства, происходит смущение сердец и умов его жителей. Лишаясь власти, или попадая под власть предательскую или богоотступническую, страна погружается во всеобщую разобщенность и разлад. В такие сложные и переломные для государства события когда разваливается институт государственной власти, церковь принимает на себя руководство вверенным ей Богом народом. Она становится для него национальным символом, непререкаемым авторитетом следуя за которым возможно исправление тяжелой ситуации преодоление хаоса и смуты.
2.Деятельность Филарета стала расколом в Русской церкви. Церковь разделилась на старообрядцев и православных - это реформаторское нововведение крест тремя, а не двумя пальцами. Произошло усиление власти церкви на "светское" боярство, а следовательно еще более вмешательство в дела Государства. При нём церковная и светская власть находилась в одних руках. Церковь стала формировать державную идеологию, поставила свою проповедь на службу государству, развивая учение о том, что Москва есть центр православного мира, и защитница всех православных. Но, возвеличивая русское государство, Церковь сохраняла прежние основы своей деятельности, а основы были таковы, что она могла влиять, и влияла, на все стороны общественной жизни, включая самоё государственную власть. Духовенство не было замкнутой кастой, оно пополнялось за счёт наиболее уважаемых и образованных мирян; монашество представляло все слои народа – от князей до бездомных.
3. В Российском государстве в начале XVII века нет сильной и постоянной власти, появляется разобщенность и не желание подчиняться Москве. Появляются самозванцы и иноземцы желающие захватить власть в свои руки. На этом фоне деятельность Церкви, поведение её предстоятеля и духовенства было более явное и решающее для судьбы страны чем светская.
4. Наличие прочной материальной базы в отдельных церковных округах, распространение церковной власти епископов на значительные территории, большое количество членов клира, находящихся в подчинении у епископа и заинтересованных в усилении его влияния, новое положение церковной власти по отношению к светской власти - все это создавало почву для появления в IV в. церковно-политических группировок, стремящихся распространить свое влияние на целые регионы римского мира и претендующих на роль лидеров в определении направлений религиозной политики Римской империи.
Если что- можешь сократить мой ответ :З