Рабы, которые трудились именно в господском доме, считались особой категорией и противопоставлялись рабам, которые трудились в поле. В силу того, что начиная со II века до н.э. римляне, в результате завоевательных кампаний, все больше знакомятся с культурными достижением греков, в римском обществе обнаруживается с на образованность и ученость. Состоятельные римляне позволяют себе получать в Греции образование, заниматься красноречием и философией, коллекционировать произведения искусства. Для в этих интеллектуальных занятиях нужны образованные люди. Так мы видим появление образованных, даже ученых рабов (многие, получив вольную, затем делали карьеру преподавателей и наживали состояния). С развитием литературы и с на книжное знание появляется специальность переписчика: состоятельные книготорговцы открывают целые издательства, где рабы-копиисты переписывают, сверяют, вычитывают и украшают книги, которые затем поступают в продажу. Из вполне обычных домашних дел стоит отметить также поваров. По мере усиления роскоши в обществе возникает с на обученных поваров и знатоков сервировки. Такие специалисты из числа рабов получали образования в специальных школах. Их значение в доме было велико, так как от их умения зависело впечатление, которое дом состоятельного человека произведен на его гостей. Рабы-сервировщики должны были красиво подать блюдо, иногда сопроводить его ученой лекцией, разделить на порционы с особым изяществом (иногда в танце и под музыку).
Объяснение:
Основная агитация развернулась за Михаила Романова, которого поддержали многие бояре, считавшие, что его будет легко держать под своим влиянием, так как он молод, неопытен, а главное, как и они «замаран» в присяге Владиславу. Основным аргументом при агитации бояре выдвигали то, что в свое время царь Фёдор Иоаннович перед кончиной хотел передать царство своему родственнику Федору Романову (патриарху Филарету), который теперь томится в польском плену. А посему, трон надо отдать его единственному наследнику, каковым является Михаил Романов.
Определенное мнение в пользу Михаила создать удалось. Утром 21 февраля, когда были назначены выборы, в Кремле, говоря современным языком, митинговали казаки и требовавшие избрания Михаила. Видимо, «митинг» был умело срежиссирован, но впоследствии именно он стал одним из фактов обоснования всенародности выдвижения Романова на престол. Роль казаков в избрании нового царя не была секретом и для иностранцев. Поляки еще долго называли Михаила Романова «казачьим ставленником».
боярами были предъявлены Собору челобитные из нескольких городов о поддержке избрания Михаила. Чтобы усилить давление на Собор, казаки даже ворвались на его заседание, требуя избрать Романова. Как бы то ни было, выборы были проведены и Михаила Романова провозгласили русским царем. Законность самого голосования никогда сомнению не подвергалось. Ну а то, что оно проводилось при мощном использовании административного ресурса и давлении на избирателей, так это вечная «традиция» в России. Любопытно, что В. О. Ключевский позднее очень точно заметил по поводу выборов: «Хотели выбрать не а удобнейшего».
Во все концы страны были отправлены грамоты, извещавшие об избрании царем Михаила Романова. Любопытно, что среди подписавших их нет ни Пожарского, ни Трубецкого. К Михаилу Романову отправили специальное посольство. Собственно, Романова еще предстояло найти, так как точного сведения о месте его пребывания Собор не имел, поэтому посольству было предписано отправляться в «Ярославль или где он, государь, будет».
Михаил с матерью сначала находился в родовой вотчине под Костромой, где согласно легенде стараниями Ивана Сусанина произошло его чудесное от поляков, а затем в Ипатьевском монастыре. Посольство добралось в Кострому к вечеру 13 марта. На следующий день во главе крестного хода оно отправилось Михаила принять царство. В реальности пришлось не его самого, а мать, инокиню Марфу, которая еще несколько лет (до возвращения из Польши Филарета) будет принимать решения за сына. Сохранилось донесение посольства в Москву о том, как убеждали Михаила принять царство и с какими сомнениями он это решение принял.
14 марта 1613 года у России появился законно избранный царь. Дальнейшие события показали, что выбор оказался не худшим. И даже хорошо, что долгие годы Михаил был только номинальным правителем, а реальная власть была в руках людей с большим жизненным опытом – сначала его матери, а затем отца, патриарха Филарета, который по возвращению из плена был официально провозглашен соправителем царя.
Объяснение:
У Польщі починають діяти католицькі катедральні та парафіяльні школи.
Сірополко С. Історія освіти в Україні, 58-59
Протестанські громади социніян починають відкривати школи.
1509
Павло Русин з Кросна, магістр Краківського та Віденського університетів, видав у Відні збірку латиномовних поезій.
Шевчук В. Муза Роксоланська… Конспект, 22
1510
Виникнення теоріїї Москва — третій Рим (ЮЕ, УВ), що проголошувала право Москви на Візантійський (а відтак і Київський) спадок. В основу її лягла фраза псковського ченця Філофея з його послання до Василія III з приводу приєднання Пскова: Два Рими впали, третій стоїть, а четвертому не бувати.
Кінан Е. Російські історичні міфи, 25-26
Яковенко Н.М. Нарис історії України з найдавніших…, 120
1525
Король польський Жигмонт (Сигізмунд) I видав декрет про обмеження прав православних міщан. Іх позбавлено привілеїв, що мали міщани-католики, а ремісникам обмежено вступ до цехів.
Історія Львова в документах і матеріалах, 31-32
1529
Сторінка з Литовського статуту 1529 року.
На соймі у Вільні ухвалено перший (старий) Литовський статут. Документ уклала спеціяльна комісія правників. Створено юридичну систему, прийнятну в усій величезній різноетнічній державі, що органічно поєднала поняття римського права, відгуки положень Руської правди, норми звичаєвого руського (білоруського та українського) і литовського права, низку пунктів чеських, польських і німецьких судебників. Статут написано українсько-білоруською літературною мовою (див. Яковенко).
1547
16 січня
Великий князь московський Іван IV Лютий був коронований за візантійським обрядом на царство Російською православною церквою та прийняв титул царь и великій князь всеа Русіи, Владимирскій, Московскій, Новгородцкій, Псковскій, Резанскій, Тверскій, Югорскій, Пермскій, Вятцкій, Болгарскій и иныхъ. 1561 року Іван IV отримав грамоту від константинопольського патріарха Іоасафа, в якій містилося визнання Івана IV царем, існують однак відомості про те, що ця грамота була сфальсифікована.