Александр II начал правление как либерал, только к концу его перешёл к консервативным мерам, Александр III сразу проявил себя как консерватор и даже пересмотрел некоторые реформы своего отца. Однако они оба проводили реформы, только преобразования Александра II были несравнимо более масштабными и затрагивали гораздо большее число сфер жизни россиян.
Объяснение:
александр II:
1) в аграрной сфере.
цель: отмена крепостного права и увеличение производительности сельского хозяйства.
результат: личное освобождение крестьян, временнообязанное состояние с отработками и испольщиной, крестьяне получили право выкупить приусадебный участок и обязаны были платить выкупные платежи. Земля осталась в руках помещиков.
2) в сфере промышленности.
цель: развитие железнодорожного транспорта и промышленности.
результат: строительство железных дорог и появление новых отраслей в пищевой и текстильной промышленности.
3) в политической сфере.
цель: либерализация общества, расширение прав населения, создание системы местного самоуправления.
результат: создание органов местного самоуправления (Земства и думы), реформирование образования и судебной системы.
Александр III:
1) в аграрнойй сфере.
цель: увеличение производительности сельского хозяйства и устранение недостатков аграрной реформы 1861 г.
результат: отмена временнообязанного состояния, снижение выкурных платежей, отмена подушной подати, создание крестьнского поземельного банка.
2) в сфере промышленности.
цель: модернизация производства, увеличение объемов промышленного производства, привлечение иностранного капитала.
результат: увеличение объемов производства, развитие новых видов промышленности (нефтяная).
3) в политической сфере.
цель: подавление революционных и либеральных движений, усиление политики консерватизма и укрепление самодержавия.
результат: сворачивание либеральных реформ, ужесточение национальной политики, усиление цензуры, реформы в образовании и местном самоуправлении.
Основные течения: сунниты, шииты и хариджиты (их меньше всего) . Сунниты считают праведными всех четырех халифов, правивших после Мухаммада: Абу Бакра, Омара, Османа и Али. Шииты же признают только трех. Главное отличие шиитов от суннитов и хариджитов состоит в представлении об имаме как носителе «божественной субстанции» . Согласно доктрине шиизма право на имамат не может принадлежать никому, кроме потомков Али и Фатимы — Алидов (поскольку только по этой линии есть потомки Мухаммада) . Шииты верят, что имамы непогрешимы во всех делах, актах, принципах и вере. И ещё одно принципиальное отличие: шииты в случаи опасности могут скрывать своё вероисповедание, сунниты же - нет. Хариджиты признавали законными первых двух халифов — Абу Бакра и Омара, не признавали Османа, а Али, по их мнению, был законным халифом только до тех пор, пока не вступил в переговоры с Муавией. Вот, собственно, их самые главные различия.
Во внешней политике Ярослав, как и его отец, больше надеялся на дипломатию, чем на оружие. Он сумел обеспечить для Киевской Руси признание и высокий авторитет среди прочих европейских держав. В ту пору главным путем «евроинтеграции» были династические браки. И лидеры европейских государств были весьма не прочь породниться с Ярославом. На его сестре Доброгневе был женат польский князь Казимир; сын Ярослава Изяслав взял в жены сестру Казимира, другой сын – Всеволод – был женат на греческой царевне, еще двое его сыновей – на немецких княжнах. Норвежский король Гаральд заключил брачный союз с дочерью Ярослава Елизаветой, венгерский король Андрей – с его дочерью Анастасией, французский король Генрих I был женат на третьей дочери – Анне Ярославне. Сам же Ярослав взял в жены Ингигерду (в православии – Ирину) , дочь норвежского короля Олафа.
Во внутренней политике период правления Ярослава Мудрого ознаменовался расцветом «стольного града» Киева и укреплением экономических и культурных связей между отдельными частями государства. Великий князь упорядочил правовые обычаи Руси и начал, выражаясь современным языком, борьбу с правовым нигилизмом. При Ярославе возник первый свод узаконений, регулировавший отношения внутри княжеских владений, названный «Русской правдой» . «Устав Ярослава» , или древнейшая «Русская правда» , был дан Новгороду в 1016 г. Он был основан на старых традициях, устном «Законе русском» , который упоминался еще в договорах Руси с Византией. Фактически это был первый письменный сводный кодекс – уголовный, гражданский и административный. Первый русский писаный закон касался прежде всего вопросов общественного порядка, защищал людей от насилия, бесчинств, драк, которые были нередки в ту эпоху даже в самом изысканном обществе. Конечно, документ был несовершенен. В нем, например, было предусмотрено наказание за удар чашей или рогом, а за повреждение бороды оппонента назначалось наказание, равное штрафу за убийство.
Важным шагом в духовной и политической жизни Киевского княжества было последовательное стремление Ярослава освободиться от опеки Византии в церковных делах. В 1051 г. при Ярославе на киевскую митрополию впервые был поставлен не греческий, а русский митрополит Илларион – блестящий оратор, автор известного «Слова о законе и благодати» . Это произведение утверждало равенство всех народов и прославляло Русскую землю, которая, по мнению его автора, должна была быть «ведома и слышима есть всеми концы земля» .
Ярослав понимал значение христианского просвещения. Главным оружием в борьбе с язычеством он считал книги. Собирая повсюду книгописцев и переводчиков, он умножил количество книг на Руси и постепенно ввел их в повсеместное употребление. Современники отмечали, что Ярослав был сам начитанным в богослужебных книгах человеком и владел большой личной библиотекой. Он, по словам летописца, считал книги «реками напоить мудростью» . С этого времени книжная премудрость прочно утвердилась в русских землях. По всей земле собирали при Ярославе детей и обучали их грамоте. Показательно, что сын Ярослава, Всеволод, не выезжая из Киева, выучил пять языков. Похоже, что тогда в столице Руси имелись и возможности, и нужда в овладении иностранными языками.
Времена Владимира и Ярослава стали эпохой расцвета Киевской Руси, имевшей все основания гордиться не только политической, но и экономической мощью. Не случайно только эти князья могли позволить себе чеканить собственные золотые и серебряные монеты – златники и сребреники.
Александр II начал правление как либерал, только к концу его перешёл к консервативным мерам, Александр III сразу проявил себя как консерватор и даже пересмотрел некоторые реформы своего отца. Однако они оба проводили реформы, только преобразования Александра II были несравнимо более масштабными и затрагивали гораздо большее число сфер жизни россиян.
Объяснение:
александр II:
1) в аграрной сфере.
цель: отмена крепостного права и увеличение производительности сельского хозяйства.
результат: личное освобождение крестьян, временнообязанное состояние с отработками и испольщиной, крестьяне получили право выкупить приусадебный участок и обязаны были платить выкупные платежи. Земля осталась в руках помещиков.
2) в сфере промышленности.
цель: развитие железнодорожного транспорта и промышленности.
результат: строительство железных дорог и появление новых отраслей в пищевой и текстильной промышленности.
3) в политической сфере.
цель: либерализация общества, расширение прав населения, создание системы местного самоуправления.
результат: создание органов местного самоуправления (Земства и думы), реформирование образования и судебной системы.
Александр III:
1) в аграрнойй сфере.
цель: увеличение производительности сельского хозяйства и устранение недостатков аграрной реформы 1861 г.
результат: отмена временнообязанного состояния, снижение выкурных платежей, отмена подушной подати, создание крестьнского поземельного банка.
2) в сфере промышленности.
цель: модернизация производства, увеличение объемов промышленного производства, привлечение иностранного капитала.
результат: увеличение объемов производства, развитие новых видов промышленности (нефтяная).
3) в политической сфере.
цель: подавление революционных и либеральных движений, усиление политики консерватизма и укрепление самодержавия.
результат: сворачивание либеральных реформ, ужесточение национальной политики, усиление цензуры, реформы в образовании и местном самоуправлении.