Религиозно-мистический взгляд на исторический процесс предполагает, что данным процессом управляют сверхъестественные силы. При этом человеку отводится только пассивная роль, ему остаётся лишь реагировать на действия этих высших сил. Непосредственная роль человека в истории зависела от конкретной религиозной системы. Например, христианам средневековья история казалась постоянной борьбой Господа и Дьявола, которая в итоге должна привести ко Второму пришествию и концу истории. При этом человек в этой борьбе может встать либо на сторону Господа, либо на сторону Дьявола. Религиозно-мистический взгляд господствовал в истории со времени появления этой науки до эпохи Просвещения.
В конце XII века на территории Монголии образовалось крупное раннефеодальное государство, объединившее монголо-татарские племена. Основным занятием населения этого государства было кочевое скотоводство. Во главе государства стоял Чингисхан. Ему подчинялась феодальная знать (нойоны), которой принадлежали лучшие пастбищные угодья и большие стада скота. Нойоны жестоко эксплуатировали трудовое население Монголии;— крестьян-скотоводов и -охотников. Опору Чингис-хана составляла его личная гвардия в 10 тысяч вооруженных всадников. Эту гвардию один из монгольских вождей охарактеризовал так: «У этих псов медные лбы, высеченные зубы, шилообразные языки, железные сердца. Вместо конской плетки у них кривые сабли. Теперь они спущены с цепи; у них текут слюни; они радуются».В начале XIII в. полчища Чингис-хана двинулись на Казахстан и Среднюю Азию. Первый удар был нанесен в 1218 году по Семиречью, где жили племена канглы, найманов, кереитов. Путешественник Плано Карпини оставил описание этих племен: «Команы, как и капгиты, не обрабатывали землю, а питались только скотом, они не строили также домов, а помещались в шатрах».
Религиозно-мистический взгляд на исторический процесс предполагает, что данным процессом управляют сверхъестественные силы. При этом человеку отводится только пассивная роль, ему остаётся лишь реагировать на действия этих высших сил. Непосредственная роль человека в истории зависела от конкретной религиозной системы. Например, христианам средневековья история казалась постоянной борьбой Господа и Дьявола, которая в итоге должна привести ко Второму пришествию и концу истории. При этом человек в этой борьбе может встать либо на сторону Господа, либо на сторону Дьявола. Религиозно-мистический взгляд господствовал в истории со времени появления этой науки до эпохи Просвещения.