Эпо́ха Просвеще́ния — одна из ключевых эпох в истории европейской культуры, связанная с развитием научной, философской и общественной мысли. В основе этого интеллектуального движения лежали рационализм и свободомыслие.
Титульный лист французской Энциклопедии Дидро и Д’Аламбера
Начавшись в Англии под влиянием научной революции XVII века, это движение распространилось на Францию, Германию, Россию и охватило другие страны Европы. Особенно влиятельными были французские просветители, ставшие «властителями дум». Принципы Просвещения были положены в основу американской Декларации независимости и французской Декларации прав человека и гражданина.
Интеллектуальное движение этой эпохи оказало большое влияние на последовавшие изменения в этике и социальной жизни Европы и Америки, борьбу за национальную независимость американских колоний европейских стран, отмену рабства, формулирование прав человека. Кроме того, оно поколебало авторитет аристократии и влияние церкви на социальную, интеллектуальную и культурную жизнь.
«Рассуждение о методе» Декарта
Собственно термин просвещение пришёл в русский язык, как и в английский (The Enlightenment) и немецкий (Zeitalter der Aufklärung) из французского (siècle des lumières) и преимущественно относится к философскому течению XVIII века. Вместе с тем, он не является названием некой философской школы, поскольку взгляды философов Просвещения нередко существенно различались между собой и противоречили друг другу. Поэтому просвещение считают не столько комплексом идей, сколько определённым направлением философской мысли. В основе философии Просвещения лежала критика существовавших в то время традиционных институтов, обычаев и морали[1].
Относительно датировки данной мировоззренческой эпохи единого мнения не существует. Одни историки относят её начало к концу XVII века, другие — к середине XVIII века[2]. В XVII веке основы рационализма закладывал Декарт в своей работе «Рассуждение о методе» (1637). Конец эпохи Просвещения нередко связывают со смертью Вольтера (1778) (в том же году сконч
Спроба генеральних штатів в епоху релігійних воєн обмежити королівську владу не вдалася. Цьому завадили прагнення знаті повернутися до феодального роздроблення і бажання міст відновити свою минулу незалежність, тоді як генеральні штати все ж могли бути тільки центральною владою.
З іншого боку, вищі стани і городяни ворогували між собою. Народ обтяжувався свавіллям дворян і міжусобицями і готовий був підтримувати владу, яка рятувала його від анархії. Генріх IV зовсім не скликав генеральних штатів; після нього вони були зібрані лише один раз. Завданням свого уряду він поставив поліпшення економічного добробуту країни та державних фінансів. Йому допомагав міністр Сюллі, суворий і чесний гугенот. Вони дбали про підняття землеробства і промисловості, про полегшення податкового тягаря, про внесення більшого порядку в фінансове управління, але не встигли зробити що-небудь істотне.
Під час малоліття Людовика XIII, в 1614 році, були скликані, для припинення заворушень в управлінні, генеральні штати. Третій стан виступив з цілою програмою перетворень: він хотів, щоб державні чини скликалися у визначені терміни, щоб привілеї духівництва і дворянства були скасовані податки і падали на всіх більш рівномірно, щоб уряд перестало купувати покірність вельмож грошовими роздачами, щоб були припинені довільні арешти і т. п. Вище духовенство і дворянство були вкрай незадоволені такими заявами і протестували проти слів оратора третього стану, який порівняв три стани з трьома синами отця. Привілейовані ж казали, що не хочуть визнавати своїми братами людей, які можуть бути названо швидше їх слугами. Не зробивши нічого, штати були розпущені і після цього не скликалися впродовж 175 років.
Главной ударной силой македонской армии являлись гетайры («друзья» , «товарищи» , «сотрапезники» ) — отряды тяжёлой кавалерии, в которых служили представители македонской знати. В армии Александра Македонского было восемь ил (ила — аналог эскадрона) гетайров, насчитывающих в общей сложности 1800 человек. Это были территориальные формирования, то есть каждая ила набиралась в определённой области Македонии. Известны илы из Ботиеи, Амфиополя, Анфема, Верхней Македонии, Белоземелья. Но назывались илы по имени своего командира — иларха.Македонская ила насчитывала 200 человек и строилась клиньями. Во время сражения все илы гетайров располагались на правом крыле македонской армии. Самая крайняя ила, стоявшая справа, носила название «царская» и имела двойную численность (400 человек) , так как пополнялась царскими телохранителями. Возглавлял эту илу сам царь.Гетайры были вооружены кавалерийским копьём, имевшим наконечники на обоих концах, и коротким мечом, а защищены были медной кирасой или льняным панцирем белого цвета и беотийским шлемом. Гетайры носили золотисто-жёлтый македонский плащ с широкой полосой пурпурного цвета на краю, подчёркивающей их знатность. Этот македонский плащ назывался хламида. Фессалийские всадники входили в состав армии Александра Македонского как союзники в войне с Персией. Фессалийская конница почти полностью копировала конницу гетайров. Она комплектовалась из знати, подразделялась на восемь ил, одна из которых имела удвоенную численность и также состояла из 1800 человек. Вооружение фессалийцев полностью соответствовало вооружению гетайров. Во время битвы фесалийская конница располагалась на левом крыле македонской армии под командованием опытнейшего полководца Пармениона. В отличие от гетайров, фессалийцы в бою строились ромбом. Фессалийский плащ отличался формой от македонской хламиды и назывался «фессалийские крылья» . Он был тёмно-пурпурного (почти фиолетового) цвета с белым краем. В качестве лёгкой конницы в македонской армии использовались всадники фракийских племён, как подчинённых Македонии, так и свободных от неё. Фракийцы занимались разведкой, а во время боя поддерживали тяжёлую конницу гетайров. Фракийская конница подразделялась на три части — продрому, пэону и одриссу. Основа тяжелой пехоты македонской армии Филиппа состояла из пезэтайров («пеших друзей») , иначе — фалангитов . Сариссу держали в 90-180 см. от тупого конца, так что наконечники копий первых четырёх или пяти рядов в бою выступали перед фронтом фаланги. Несмотря на более тяжёлые доспехи постоянные тренировки делали части презетеров более маневренными, нежели обыкновенная греческая фаланга. Фаланга делилась на подразделения-таксисы.
Эпо́ха Просвеще́ния — одна из ключевых эпох в истории европейской культуры, связанная с развитием научной, философской и общественной мысли. В основе этого интеллектуального движения лежали рационализм и свободомыслие.
Титульный лист французской Энциклопедии Дидро и Д’Аламбера
Начавшись в Англии под влиянием научной революции XVII века, это движение распространилось на Францию, Германию, Россию и охватило другие страны Европы. Особенно влиятельными были французские просветители, ставшие «властителями дум». Принципы Просвещения были положены в основу американской Декларации независимости и французской Декларации прав человека и гражданина.
Интеллектуальное движение этой эпохи оказало большое влияние на последовавшие изменения в этике и социальной жизни Европы и Америки, борьбу за национальную независимость американских колоний европейских стран, отмену рабства, формулирование прав человека. Кроме того, оно поколебало авторитет аристократии и влияние церкви на социальную, интеллектуальную и культурную жизнь.
«Рассуждение о методе» Декарта
Собственно термин просвещение пришёл в русский язык, как и в английский (The Enlightenment) и немецкий (Zeitalter der Aufklärung) из французского (siècle des lumières) и преимущественно относится к философскому течению XVIII века. Вместе с тем, он не является названием некой философской школы, поскольку взгляды философов Просвещения нередко существенно различались между собой и противоречили друг другу. Поэтому просвещение считают не столько комплексом идей, сколько определённым направлением философской мысли. В основе философии Просвещения лежала критика существовавших в то время традиционных институтов, обычаев и морали[1].
Относительно датировки данной мировоззренческой эпохи единого мнения не существует. Одни историки относят её начало к концу XVII века, другие — к середине XVIII века[2]. В XVII веке основы рационализма закладывал Декарт в своей работе «Рассуждение о методе» (1637). Конец эпохи Просвещения нередко связывают со смертью Вольтера (1778) (в том же году сконч