самое широкое разделение было между патрициями, теми, кто мог проследить свою родословную до первого сената, установленного ромулом, и плебеями, всеми другими гражданами. первоначально, все государственные учреждения были открыты только для патрициев, и они не могли вступать в брак с другими классами. современные политические деятели и авторы (кориолан, например) в царский период и в ранней республике думали о плебеях как о толпе, едва способной к разумной мысли. однако, у плебеев, у которых забирали их труд, была возможность вызвать изменения. после ряда социальных выступлений они получили право занимать должности и назначать плебейского трибуна, а также был отменён закон о запрете смешанного брака. должность плебейского трибуна, основанная в 494 году до н. э., была главной юридической защитой против произвола патрициев. у трибунов первоначально была власть защитить любого плебея от патрицианского магистрата. более поздние восстания вынудили сенат предоставить трибунам дополнительные полномочия, такие как право наложить вето на законодательство. плебейский трибун обладал неприкосновенностью, и он был обязан держать дом открытым в течение всего времени исполнения служебных обязанностей.
после этих изменений различие между статусом патриция и плебейским статусом стало менее важным. с течением времени, некоторые семьи патрициев оказывались в затруднительном положении, в то время как некоторые плебейские семьи поднялись в статусе, и состав правящего класса изменился. некоторые патриции, например публий клодий пульхр, подали прошение, чтобы получить плебейский статус, частично чтобы получить должность трибуна, но также и чтобы уменьшить бремя налогов. в риме, как стране-участнице мировой торговли, происходили многочисленные изменения: те, которые не могли приспособиться к новым коммерческим фактам римского общества часто оказывались в положении необходимости жениться на дочерях более богатых плебеев или даже вольноотпущенников. люди, добившиеся более высокого положения, такие как гай марий или цицерон, были известны как homo novus («новый человек»). они и их потомки становились нобилями (лат. nobiles — благородный), при этом оставаясь плебеями. некоторые религиозные должности оставались сохраненными за патрициями, но вообще различие было в значительной степени вопросом престижа.
Историческая оценка значения Куликовской битвы неоднозначна. В целом, можно выделить следующие основные точки зрения:
С традиционной точки зрения Куликовская битва является первым шагом к освобождению русских земель от ордынской зависимости.
Сторонники православного подхода, вслед за основными источниками по истории Куликовской битвы, видят в битве противостояние христианской Руси степным иноверцам.
Российский историк Соловьёв С. М. считал, что Куликовская битва, остановившая очередное нашествие из Азии, имела то же значение для Восточной Европы, которое имели битва на Каталаунских полях 451 года и битва при Пуатье 732 года для Западной Европы.
Евразийский подход последователей Л. Н. Гумилёва видит в Мамае (в войске которого сражались крымские генуэзцы) представителя торговых и политических интересов враждебной Европы; московские же войска объективно выступили на защиту законного властителя Золотой Орды Тохтамыша.
Также ряд историков считает, что историческое значение битвы сильно завышено, и она не представляет собой ничего больше, чем простой политический конфликт в Золотой Орде.