До 1961 г. советский режим официально определялся как «диктатура пролетариата». Конституция 1918 г. ясно утверждала основополагающий принцип (статья 10):
Вся власть в пределах Российской Социалистической Федеративной Советской Республики принадлежит всему рабочему населению страны, объединенному в городских и сельских Советах1.
Это положение подтверждалось в Конституциях и 1924, и 1936 гг.2 Такая точка зрения широко поддерживалась большевиками. Даже обычно критичный интеллигент Д.Б.Рязанов, директор Института К.Маркса и Ф.Энгельса, высказал эту идею в речи на XI Съезде РКП(б)3.
Определение пролетариата как «правящего класса» было важной частью легитимации советской системы. «Увриеристская составляющая» (т.е. признание главенствующей роли рабочих в руководстве и приоритета их требований. – Прим. пер.) большевистской идеологии была уже давно в общих чертах проанализирована Ш.Беттельяймом (Bettelheim)4. Задача же нашей статьи состоит в исследовании официальных концепций рабочего класса на основе работ руководителей и теоретиков советского государства, специалистов-гуманитариев. Главное внимание уделяется периоду конца нэпа и начала первой пятилетки, то есть времени утверждения личной власти Сталина. Особо мы рассмотрим труды Секции по истории пролетариата Коммунистической академии5, первого в СССР научного центра, специализирующегося в этой области.
Объяснение:
Память московских земель
Археологические раскопки показывают, что территория современной Москвы и Московской области была заселена издревле. Самые ранние находки — каменные и костяные топоры, ножи, рыболовные крючки и наконечники стрел — следы так называемой льяловской культуры — специалисты относят к эпохе неолита (позднейшего периода каменного века). Например, на территории села Дьяково (сейчас музей-заповедник «Коломенское») обнаружена первобытная стоянка IV тысячелетия до нашей эры [1], а в Орехово-Зуевском районе — почти на тысячу лет старше [2].
Фатьяновская культура знаменует переход к освоению металла. В Московской области, например в Истре и Икше, археологи изучили множество могильников (захоронений) конца III тысячелетия до нашей эры. Так стало известно, что здесь жили кочевники-скотоводы, которые пользовались орудиями труда и украшениями из бронзы [1].
Очевидные признаки оседлой жизни демонстрируют памятники дьяковской культуры, которую археологи датируют более чем тысячелетним периодом — от VII века до нашей эры до VII–VIII веков нашей эры. Кости домашних животных, железные серпы и зернотёрки говорят о том, что финно-угорские племена, такие как меря и весь, активно занимались земледелием и скотоводством [1].
Наконец, земляные курганы X–XI веков учёные приписывают славянским племенам: на землях современной Москвы жили в основном вятичи, а на севере нынешнего Подмосковья, выше Клязьмы, — кривичи [1].
Следы славянских городищ находят почти во всех районах, имеющих выход к воде: Дьякове, Филях, Кунцеве, Матвеевском, Братееве, Зюзине… Самым старым московским домом считается жилище вятича-ремесленника, обнаруженное у современных Патриарших палат Кремля [1]. Вероятно, он входил в комплекс построек, окружённых треугольным рвом, который засыпали в начале XII века. Его очертания археологи выявили возле нынешнего Большого Кремлёвского дворца [2].
Ссылаясь на летописи и предания, некоторые историки даже перечисляют названия поселений вятичей, в которых узнаются имена таких современных районов, как Воробьёво, Высоцкое, Кулишки, Кудрино, Симоново, Сущёво.