В 20-е годы XX века в стране проводится индустриализация, коллективизация и культурная революция, и ни у кого из руководства не было сомнений в правильности выбранного курса развития общества. За два десятилетия социализм дал народам: в области духовной - приобщение к высотам мировой культуры, в области национальной восстановление государственности. Но по-разному лидеры большевизма представляли темпы и методы строительства социализма, отношение диктатуры пролетариата к различным классам и слоям общества. Теория Сталина об обострении классовой борьбы по мере продвижения по пути социализма послужила базой для расширения функций карательных органов. В составе союзного Наркомата внутренних дел был создан особый совещательный орган, применяющий репрессивные меры. Сталинская машина приступила к политике «создания коммунистических образов». Для этой цели создаются своеобразные «маяки», которым надо было подражать: образы Алексея Стаханова, Паши Ангелиной и др.
Казахская интеллигенция — социальная группа казахского общества, представляющая собой наиболее образованную его часть.
Казахская интеллигенция отстаивала каждую пядь казахской территории, вступая в открытое противоборство с большевистскими органами власти. Их упорная борьба закончилась подписанием Постановления 26 января 1922 года о границах Казахской республики, а в ноябре 1924 года, в результате национально-территориального размежевания к Казахской АССР были также присоединены территории Семиреченской и Сырдарьинской областей.
Представителям казахской интеллигенции - А. Букейханову, А. Байтурсынову, М. Дулатову, А. Беремжанову, М. Шокаю, Ж. Акпаеву, М. Тынышпаеву, А. Ермекову, С. Ходжанову, Т. Рыскулову, С. Мендешеву, С. Сейфуллину, С. Асфендиярову, С. Садвокасову, Н. Нурмакову и другим мы обязаны своей огромной территорией, девятой по размеру в мире, которая на сегодняшний день является нашим главным конкурентным преимуществом.
Казахская интеллигенция была не только мозгом нации, но ее сердцем и духом. Они практически жертвовали собой, учитывая насколько сложной была политическая обстановка в тот период. И Ленин не мог не оценить этого. Отчаянное упорство в отстаивании всех исконно казахских земель не могло не стать тем самым субъективным фактором, который вызывает уважение и опасение одновременно.