Один из самых древних славянских народных праздников, дошедших до наших дней. Масленица – это обряд, посвященный проводам зимы и радостному приветствию весны. Фактически это была встреча Нового года, только в начале весны (1 марта, или 23 марта – до XVв.). В разных регионах государства существовали свои, особые ритуалы, однако, концепция обряда была едина. Безусловно, сегодняшний формат празднования сильно отличается от изначальных традиций. Доминирующее место занимает развлекательная сторона обряда, включающая приглашение гостей, ярмарку, хороводы, костры и, конечно же, огромное количество блинов.
Из истории известно, что до принятия христианства люди, жившие на территории современной России, были язычниками, поклонялись богу солнца Яриле (по некоторым источникам - ритуальному персонажу, олицетворявшему весеннее плодородие и сексуальную силу). Уже тогда в обычае было печь блины, как символ солнца и некого выражения благодарности богу солнца за жизнь на земле.
Позже, вплоть до XVII века, масленица, как «бесовское веселье», подвергалась постоянному осуждению со стороны православной церкви. Но уже в XVIII веке преследования ослабели (этому немало царские особы, отмечавшие праздник с особым размахом), и совсем скоро этот истинно русский обряд был принят церковью, регламентирован с учетом ее интересов. На сегодняшний день масленица считается православным (а не языческим) праздничным циклом. В православном календаре данный цикл играет роль подготовки христиан к Великому посту, известному своей строгостью и продолжительностью.
Происхождение названия обрядаЕдиного мнения относительно происхождения названия данного праздничного цикла нет. Чаще можно встретить версию, по которой «масляница», «масленица» имеет гастрономический корень. Именно весной, в марте, телятся коровы, благодаря чему в доме бывает много молока, молочных продуктов и сливочного масла – «мазало». Масло, как символ достатка в семье, и круглый, горячий блин – как олицетворение солнца, были обязательными атрибутами в ритуале «умащения» божества, стремления задобрить его. Ведь от солнца напрямую зависела плодородность земли.
Кроме этого, существует мнение, что масленица уходит корнями еще глубже, и изначально обряд был посвящен поклонению славянскому богу скотоводства – Велесу.
Еще одна версия происхождения названия праздника опирается на предположение, что в неделю масленицы из рациона питания исключалось мясо, однако молочные продукты (сыр, масло, творог и др.) разрешены к употреблению. Хозяйки пекли масленые блины. Кстати, отсюда и второе название праздника – Седмица сырная.
Справедливости ради вспомним еще одну легенду. Считается, что родиной праздника является дальний Север. Однажды, в суровый зимний день люди, изнемогшие от мороза, заметили Масленицу - дочь Мороза, прятавшуюся за снежными сугробами, и позвали ее согреть, развеселить их пережить стужу. Масленица явилась к людям, но не маленькой девочкой, какой казалась, когда пряталась, а здоровой, крепкой женщиной: щеки ее были румяными и жирными от масла, глаза хитрыми, а смех – коварным. Увлекая людей в веселые хороводы, дочь Мороза согрела их и позволила забыть о холоде. Отсюда и пошло веселье, с которым каждый год русские люди провожают стужу и чествуют весну.
Царизм проводил в Казахстане жестокую колониальную политику, порабощал и безжалостно грабил коренное население. Эту политику поддерживали казахские феодалы, заинтересованные в угнетении «своих» крестьян, за счет труда которых они жили.
В целях закрепления своего господства в Казахстане, царское правительство в 1822 г. издало «Устав о сибирских киргизах», разработанный М. М. Сперанским. По этому Уставу ханская власть в Среднем жузе упразднялась. Для управления жузом было образовано восемь внешних округов во главе со старшими султанами, которые были зачислены на службу к царскому правительству.
Ханская власть в Младшем жузе была упразднена через два года. В связи с этим его территория была разделена на три части: западную, среднюю и восточную. Каждую часть возглавлял султан-правитель, получавший от царского правительства жалованье.
Усиление власти царизма в Младшем и Среднем жузах выразилось также в изменении прежней системы судопроизводства. Все наиболее важные дела о государственной измене, убийстве, разбое и барымте были переданы царскому военному суду, а в ведении биев были оставлены только второстепенные дела.
В 1831 г. царизм ввел в Младшем жузе «дистаночную систему», разделив жуз на 56 участков (дистанций). Во главе дистанций были поставлены начальники из султанов и старшин, оплачиваемые из царской казны. Они подчинялись султанам-правителям. Деление на дистанции проводилось без учета родовых кочевий, что привело к ограничению власти родовой знати.
В 1837 г. царское правительство ввело в Младшем жузе постоянную подать — по 1 руб. 50 коп. в год с каждой кибитки. В Среднем жузе казахи, кочевавшие на пограничных с Россией территориях, платили «ремонтный сбор» — по одной голове с каждых 100 голов скота. Позднее этот сбор распространился на.многие аулы казахской степи.
Объяснение: