Мозаичная картина древнерусской жизни, складывающаяся из разрозненных, неясных и даже противоречивых свидетельств древнерусских и иностранных источников позволяет говорить о том, что введение христианства на Руси Владимиром Святославичем в качестве государственной религии опиралось на традицию длительного проникновения этого вероучения на восточнославянские земли. На его пути были приливы и отливы, крещения князей и возвращения их к «отеческой» языческой вере. Однако неуклонный прогресс общества, развитие международных связей, стремление русского государства укрепиться в мире и установить равноправные связи с близкими и далёкими соседями - всё это привело к крещению Руси с последующим утверждением новой веры и рас её во всех частях Руси. Язычество с его мыслью о равенстве всех людей перед силами природы не могло дать этого объяснения. Христианство же с его идеей, что всё идёт от Бога - и богатство, и бедность, и счастье, и несчастье, давало людям некоторое примирение с действительностью. Главным в христианстве были не жизненные успехи - богатство, власть, добыча на войне, а совершенствование души, свершение добра и достижение тем самым вечного и блаженства в послеземной жизни. Человек мог быть нищ и убог, но если он вёл праведный образ жизни, то становился духовно выше любого богача, нажившего своё добро неправедным путём. Христианство могло отпустить грехи, очистить душу, оправдать человека в его поступках.
Объяснение:
Археологи установили, что Орловский край был заселён в IV тысячелетии до н.э. Наиболее изучены стоянки первобытных людей у деревень Жабынь и Воронец на правом берегу Оки на границе Орловской и Тульской областей. В Жабынской стоянке найдены массивные ножевидные пластинки из кремня, скребки, резцы, каменное долото, обломки кремневых топоров. В Воронецкой стоянке обнаружено несколько каменных топоров клиновидной формы. Там же найдены наконечники стрел, имеющие форму листа, и наконечники дротиков ромбической формы. По обломкам сосудов установлено, что жители этих стоянок лепили из глины разнообразную посуду, украшали её зубчатым орнаментом, а затем обжигали на кострах.
Стоянки древних людей также выявлены у деревни Мценского района, у села Тагино Глазуновского района и на реке Кроме у устья ручья Сычик. Стоянки обычно располагались в непосредственной близости от рек, в местах, удобных для лова рыбы. Основным занятием человека было рыболовство и охота. К I тысячелетию до н.э. количество поселений на Орловской земле увеличивается. В каждом поселении проживала родовая община. Скотоводство и подсечное земледелие стали главным занятием людей, а рыболовство и охота – второстепенным.
По археологическим культурам ситуация на Орловщине выглядит следующим образом. С 7 в. до н. э. до начала н. э. юго-восток области занимали племена лесостепной сейминской культуры, близкой к скифской. Их памятники известны в верховьях Оки: селище Тагино, городище Лужки (Кромской р-н) и по верхней Зуше: городище Воротынцево-1 и Мужиково, между которыми известно более 10 селищ.
Впрочем, на верхней Оке пришельцы растворились в балтской среде, войдя составным элементом в позднебалтскую мощинскую культуру (по месту первой находки у с.Мощины Калужской области). Её племена заняли всё поречье Оки от истоков и орловское течение Зуши. Юго-восток области входил в регион проживания племён черняховской культуры лесостепи (по месту первой находки у с. Черняхова на Украине), чьи памятники на Орловщине выявлены в Ливенском р-не.
В 2018-2019 гг. Орловский отряд Сейминско-Суджинской археологической экспедиции Института археологии РАН проводил разведочные работы на территории Городского Парка Культуры и Отдыха г. Орла. Под мощными культурными напластованиями Средневековья и Нового времени были обнаружены остатки поселения, принадлежавшего раннеславянскому населению середины I тыс. н.э. Поселение занимает небольшую мысовую часть коренного берега р. Оки, высота над уровнем поймы - 23-26 м.