одними из первых, кто отметил увеличивающие способности сосуда, наполненного водой, были древние римляне. именно они сделали такие важные открытия и узнали, что при такого нехитрого прибора можно не только обжечься, но и зажечь огонь, однако вода в таком сосуде не закипала.
приблизительно четыреста лет назад, голландские и итальянские мастера начали делать первые очки, которые были изобретены стекольным мастером, имя которого осталось неизвестным. слава итальянских мастеров об умении шлифовать стёкла распространилась по всему миру. позже, после изобретения очков, начали использовать и лупу для того, что бы было удобнее рассматривать мелкие предметы. это было довольно увлекательное занятие, открывающее всё большие и большие возможности для человека.
об изобретении подзорной трубы было сложено множество легенд и преданий и до сих пор этот вопрос вызывает бурные споры. одна из таких легенд рассказывает об огромном зеркале, установленном на александрийском маяке, с которого становилось возможным наблюдать за кораблями, отплывающими из греции. если опираться на эту легенду, то можно предположить, что для наблюдения применялась большого вогнутого зеркала с линзой. оптикой много увлекались и, конечно же, пытались экспериментировать, соединяя зеркала и линзы, что бы получить изображение отдалённых предметов или объектов. таким экспериментам и получились подзорные трубы и микроскопы. нельзя с точностью назвать имя первого изобретателя подобных приборов, но проследить пути дальнейшего развития вполне возможно.
впервые описание оптического прибора зафиксировано в работах монаха францисканского ордена. это был , и звали его роджер бэкон. из этих трудов можно было понять, что увлекался оптикой и проводил эксперименты с выпуклыми линзами, а также в сочетании их с вогнутыми зеркалами. также он установил их способность фокусировать параллельные пучки в точку, которая пролегала между центральной и верхней частью зеркала. исследования роджера бэкона его к выводу совместного применения линзы и зеркала, вследствие чего он выдвинул теорию создания подзорной трубы . в 1268 году он первый описал этот оптический прибор.
второе детальное описание подзорной трубы выдвинул в 1509 году леонардо да винчи, который не только описал прибор, но и сделал рисунок двухлинзовой подзорной трубы. но на этом великий мастер и изобретатель не остановился, ко всему прочему он изобрёл станки, предназначенные для шлифования линз, и первым наглядно показал построение хода лучей в линзах. но, к сожалению, в то время труды его остались невостребованными, и его открытие дожидалось лучших времён. в италии же врач фракасторо в своих работах высказывает своё мнение о возможности увеличивать мелкие предметы, незаметные для невооружённого взгляда, при линз, расположенных одна над другой. если опираться на это описание, то впервые в 1538 году была выдвинута идея создания микроскопа.
чуть позже, спустя двадцать лет в 1558 году, итальянский изобретатель джамбаттиста делла порта, даёт более детальное и подробное описания различного использования линз, которое было издано в его книге «естественная магия». в ней он рассказывает, что при вогнутого стекла представляется возможным рассматривать предметы, находящиеся на отдалённом расстоянии, а с выпуклого — на близком. также он подчеркнул, что при правильном сопоставлении этих стёкол можно видеть как дальние, так и близкие предметы, изображение которых становится более ярким и отчётливым. подзорная труба , с которой он рассматривал предметы, скорее всего, была не мощной, потому как в его описаниях не встречаются открытия, сделанные на небе и по которым представилась бы возможность судить о технических свойствах его трубы. но, в любом случае, джамбаттисту делла порта удалось привлечь к себе внимание, и многие заинтересовались этим изобретением.
Киев Русі – шығыс славян тайпаларының бірлесуі нәтижесінде Шығыс Еуропада 8 – 9 ғ-лар аралығында пайда болған мемлекет. 10 – 12 ғ-ларда Киев пен Новгородта жазылған жылнамаларда Киев Русінің тарихы 852 жылдан бастап көрсетіледі. Жылнамалар бойынша, 862 ж. Рюрикке ерген варягтар Киевке келіп басшылық жасаған. Бұл Киев Русін варягтар (нормандар) құрды деген 18 ғ-дағы норман теориясының шығуына негіз болды. Алғашында шығыс славяндарға жататын полян, руси, северян, древлян, дреговичи, полочан, словен тайпаларын біріктірген мемлекет князь Олег (882 – 911) тұсында күшейе бастады. Владимир Святославович князьдік еткен кезең (980 – 1015) Киев Русінің гүлденген тұсы болып есептеледі. Ол елге Византия ықпалымен христиан дінінің православие тармағын енгізді. 1024 ж. князьдік Днепрдің бойымен екіге бөлініп, 1036 ж. қайта бірікті. Ярослав Мудрый шіркеудің Византияға тәуелділігін жойып, Батыс Еуропа елдерімен тіке байланыс орнатты. Бірақ, оның 3 ұлы елді бөлісіп билеп, бөлшектенуге жол берді. Сыртқы жаулардан қорғану үшін уақытша бірігулер еш нәтиже бермеді. 1132 ж. Мстислав Владимирович князь өлгеннен кейін, Киев Русі толығымен ыдырап кетті. Мемлекетті қарулы жасаққа сүйенген князь басқарды. Князьдің айналасында ірі ақсүйектер – боярлар оған бағыт-бағдар беріп отырды. Киев Русі өз көршілерімен (нормандар, византиялықтар, хазарлар, печенегтер, түріктер, қыпшақтар, т.б.) тығыз қарым-қатынас жасады. 11 ғ-дың 2-жартысынан бастап Еділден Дунайға дейінгі аралықта Киев Русінің негізгі көршісі қыпшақтар болды. Қыпшақтар 1068 ж. және 1093 – 96 ж. Киев Русі не күйрете соққы беріп, елдің оңт. өңірлеріне өз билігін орнатты. Киев Русінің князьдері қыпшақ тайпалары қыздарына үйленуді дәстүрге айналдырды. Князьдердің жеке жасағы, негізінен, түркі тайпалары қарақалпақтардан, берендилерден (беренділер) құралды. Біршама уақыт қыпшақ билеушілері мен Киев Русі князьдері арасында достық қарым-қатынас орнады. Алайда, 1103 – 17 ж. Владимир Монамах князь өз жасағымен бірнеше рет жорық жасап, қыпшақтарды Солтүстік Кавказ, Еділ-Жайық, Дон бойына ығысуға мәжбүр етті. Киев Русіне Византия мәдениеті зор әсер етті. Әдебиет, негізінен, діни салада дамып, грек, көне еврей, араб тілдерінен көптеген кітаптар, эпостар аударылды. Төл әдебиет те дамыды. Киев Русінде туған “Повести временных лет” жылнамасы – орта ғасырлардағы Еуропа шежірелері ішіндегі ең елеулі шығармалардың бірі. Князьдікте сауаттылық біршама кең тараған, оған қабық самыра жазулары дәлел. Сәулет және бейнелеу өнерлері өз бастауларын ежелгі шығыс славян тайпаларынан алғанымен, саяси-мәдени байланыстар нәтижесінде Византия, Солтүстік Еуропа, Орталық Азия, Таяу Шығыс елдерінен көптеген үлгілер қабылданды. Киев Русі гүлденген дәуірде орыс шеберлері тас құрылыстар, мозаика, фреска, икона жасау, кітап миниатюрасы өнерлерін игерді. Христиан діні кіргеннен кейін толып жатқан ғибадатханалар салынды. Олардың ішіндегі көрнектілері Киевтегі София соборы (11 ғ.), Десятинная шіркеуі (11 ғ.), Черинговтағы Преображенский соборы (11 ғ.), т.б. болды.[1]
Kievan-rus-1015-1113-(blank).png
Bilibin justice.jpg
Тас құрылыстардың ішіндегі көрнектілері – астынан жол өтетін мұнаралары бар бекіністер (Киевтегі Алтын қақпа), сырты орланған, әрі топырақ қорғанмен қоршалған түрлі бекіністер мен мекен-жайлар болды. Музыкада халық шығармашылығы, ғұрып-салт музыкасы және түркілер мен нормандардың ықпалымен туған әскери музыка кең түрде дамыды. Князь сарайларында, жасақ басшыларында арнайы әншілер мен музыканттар қызмет жасады. Олар көсемдер мен даңқты батырларды мадақтайтын жырлар шығарды. Киев Русі шығыс славян халықтары үшін аса маңызды кезең болды. Орыс, украин, беларусь халықтары өз тарихтары мен мәдениеттерін сол дәуірден бастайды.
Гейльбронська програма" допускала можливість викупу селянських феодальних повинностей шляхом сплати 1 раз в 20-кратному розмірі. Феодал при цьому нічого не втрачав. Це могло задовільнити лише заможних селян.
Объяснение: