В начале XIX ст. подавляющая часть украинских земель (Слобожанщина, Левобережье, Правобережье, Волынь, Южная Украина) принадлежали Российской империи. В этот период сельское хозяйство было главным сектором экономики, развитие которого определяли ряд тенденций. В первой половине ХІХ ст. в аграрной сфере доминировало помещичье землевладение, которое в Украине составляло почти 75% всей земли. Однако помещичьи хозяйства деградировали и приходили в упадок, о чем свидетельствовали усиление эксплуатации крестьян, низкий уровень организации труда, технологический застой, снижение прибылей. Как следствие росла задолженность помещиков государству. В конце 50-х годов XIX ст. помещиками было оформлено под залог почти каждое четвертое имение в Украине.
Особенно усилилась в это время эксплуатация крестьян. Крестьянство разделялось на две основных группы — помещичьи и государственные. Первые преобладали в Восточной Украине, Правобережье, вторые — на Левобережье и юге Украины. Отработочная, денежная и натуральная ренты были основными формами эксплуатации. Невзирая на то, что закон в 1797 г. официально устанавливал трехдневную барщину, на практике она составляла четыре — шесть дней в неделю. К тому же крестьянами отрабатывались и дополнительные повинности («строительные дни») и платились натуральный и денежный оброки. Страдали крестьяне еще и от прогрессирующего процесса обезземеливания, который подрывал их хозяйства.
В середине XIX ст. землю обрабатывали теми же орудиями труда, что и сто лет назад — плугом, ралом, сохой, серпом, косой. Такое рутинное состояние техники существенно снижало эффективность сельскохозяйственного производства. Наблюдалось прогрессирующее падение урожайности. Одной из попыток найти выход из затруднительного положения в сельском хозяйстве были стихийные и организованные переселения крестьян в Саратовскую и Астраханскую губернии, на Кавказ, в Новороссийский край.
Объяснение:
Одежда мужчин в классическую эпоху состояла из двух частей. Нижней, нательной одеждой был хитон. Его делали из прямоугольного куска ткани (примерно в 1 метр шириной и около 1,8 метра длиной), который складывали пополам по вертикали и закалывали на плечах пряжками — фибулами. Для большей свободы движений во время гимнастических и военных упражнений пряжку на правом плече отстёгивали. Низ хитона обязательно подшивали (неподшитый, обтрёпанный низ был знаком траура или рабства). Носили хитон всегда с поясом, иногда даже с двумя. Длина хитона зависела от возраста и социального положения человека: чаще всего он доходил до колен, но жрецы и должностные лица при исполнении обязанностей, а также трагические актёры во время представлений носили длинные (до лодыжек) хитоны; воины, напротив, обычно укорачивали хитоны до самых бёдер.
Костюмы греческих женщин подчинялись тем же эстетическим требованиям, что и мужские. Однако этические соображения того времени требовали, чтобы женский костюм был более длинным, более закрытым.
Нижней одеждой, как и у мужчин, служил полотняный или шерстяной хитон. Известны были два вида хитонов — дорийский и ионийский. Дорийский хитон делался из куска ткани прямоугольной формы, длиной 2 и шириной 1,8 метра. Его складывали пополам в долевом направлении и отгибали верхний край на 50-70 сантиметров. Получившийся отворот — диплодион — напоминал короткую кофточку без рукавов. На плечах хитон застёгивали фибулами, на груди драпировали. Долевые края часто оставляли несшитыми, и они ниспадали сбоку красивыми складками. При ходьбе несшитая сторона хитона распахивалась, позволяя видеть обнажённый правый бок и ногу. Иногда хитон имел над талией напуск — колпос. Он получался следующим образом: хитон, более длинный, чем обычно, опоясывали на талии, а затем часть хитона подтягивали поясом и спускали над ним. Часто у хитона были одновременно и колпос, и диплодион.