Середина 19 века в Европе насыщена яркими, бурными событиями. Общество динамично развивалось, народы отвоевывали свое право быть субъектами исторического процесса. Этому времени присущ особый возбужденный эмоциональный фон. Все слои общества жили надеждами, но чаяния у всех были разными, часто взаимоисклющающими.
Революционные события 1848 – 1849 гг. при всей своей очевидной серийности, типологичности протекали, тем не менее, своеобразно. Выделить общее и особенное в незавершенных революциях Европы, актуализировать понимание исторических закономерностей и специфику проявления этих событий у обучающихся – одна из задач обобщающего урока или блока урока в данной теме.
Одним из вариантов изучения конкретно-исторического комплекса причин-предпосылок-реализации европейских революций середины 19 века может быть эвристическая беседа, по результатам которой выстраивается обобщающая схема, просто и ясно представляющая историческую суть неординарных событий, воспетых поэтами как “весна народов”.
Знания имели практический смысл, они создали почву для искусства-мастерства — «техне» , но они приобретали и значимость теории, знания ради знания, знания ради истины
Греческая философия не может быть понята без эстетики — теории красоты и гармонии.
Древнегреческая эстетика была частью нерасчлененного знания. Зачатки многих наук еще не отпочковались в самостоятельные отрасли от единого древа человеческого познания.
Идея красоты мира проходит через всю античную эстетику. В мировоззрении древнегреческих натурфилософов нет ни тени сомнения в объективном существовании мира и реальности его красоты. Для первых натурфилософов прекрасное — это всеобщая гармония и красота Вселенной. В их учении эстетическое и космологическое выступают в единстве. Вселенная для древнегреческих натурфилософов — космос (Вселенная, мир, гармония, украшение, красота, .наряд, порядок) . Во всеобщую картину мира включается представление о его гармонии, красоте. Поэтому сначала все науки в Древней Греции были объединены в рдну — космологию.
В отличие от древних египтян, развивающих науки в практическом аспекте, древние греки отдавали предпочтение теории.
Философия и философские подходы к решению любой научной проблемы лежат в основе древнегреческой науки. Поэтому выделить ученых, занимавшихся «чистыми» научными проблемами, нельзя. В Древней Греции все ученые были философами, мыслителями и обладали знанием основных философских категорий.
Величайшими философами Древней Греции являются: Сократ, Платон и Аристотель. Сократ — один из родоначальников диалектики как метода поиска и познания истины. Главный принцип — «Познай самого себя и ты познаешь весь мир» , т. е. убеждение в том, что самопознание — путь к постижению истинного блага. В этике добродетель равна знанию, следовательно, разум толкает человека на добрые поступки. Человек знающий не станет поступать дурно. Сократ излагал свое учение устно, передавая знания в виде диалогов своим ученикам, из сочинений которых мы иузнали о Сократе. Так, из сочинений Платона «Диалоги с Сократом» мир узнал о существовании легендарной Атлантиды.
Учение Платона — первая классическая форма объективного идеализма. Идеи (среди них высшая — идея блага) — вечные и неизменные прообразы вещей, всего преходящего и изменчивого бытия. Вещи — подобие и отражение идей. Эти положения изложены в сочинениях Платона «Пир» , «Федр» , «Государство» и др. В диалогах Платона мы находим многогранную характеристику прекрасного. При ответе на вопрос: «Что есть прекрасное? » он пытался охарактеризовать саму сущность красоты. В конечном счете, красота для Платона есть эстетически своеобразная идея. Познать ее человек может, только находясь в состоянии особого вдохновения. Концепция красоты у Платона идеалистична. Рациональна в его учении мысль о специфичности эстетического переживания.
Ученик Платона — Аристотель, был воспитателем Александра Македонского. Он является основоположником научной философии, лотки, учения об основных принципах бытия (возможности и осуществления, форме и материи, причине и цели) . Основные области его интересов — человек, этика, политика, искусство. Аристотель — автор книг «Метафизика» , «Физика» , «О душе» , «Поэтика» . В отличие от Платона для Аристотеля прекрасное не объективная идея, а объективное качество вещей. Величина, пропорции, порядок, симметрия — свойства прекрасного. Красота, по Аристотелю, заключена в математических пропорциях вещей « поэтому для ее постижения следует заниматься математикой. Аристотель выдвинул принцип соразмерности человека и прекрасного предмета