ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XVIII ВЕКА – ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XIX ВЕКА В ГЕРМАНИИ РАБОТАЛИ УЧЕНЫЕ-ФИЛОСОФЫ КАНТ, ФИХТ, ШЕЛЛИНГ, ГЕГЕЛЬ, ФЕЙЕРБАХ. НЕСМОТРЯ НА РАЗЛИЧИЯ ИХ УЧЕНИЯ ТЕСНО СВЯЗАНЫ МЕЖДУ СОБОЙ УЗАМИ ПРЕЕМСТВЕННОСТИ: ПОСЛЕ КАНТА КАЖДЫЙ ИЗ МЫСЛИТЕЛЕЙ ЭТОГО НАПРАВЛЕНИЯ ОПИРАЛСЯ НА ВОЗЗРЕНИЯ СВОЕГО ПРЕДШЕСТВЕННИКА И ВДОХНОВЛЯЛСЯ ТВОРЧЕСКИМИ ИМПУЛЬСАМИ ЕГО НАСЛЕДИЯ. В ИХ УЧЕНИЯХ НАШЛИ ВЫРАЖЕНИЕ НАИБОЛЕЕ ЗНАЧИТЕЛЬНЫЕ ИДЕИ НЕМЕЦКОЙ ФИЛОСОФСКОЙ МЫСЛИ РАЗВИТИИ, ЗАВЕРШАЕМОМ УЧЕНИЯМИ ГЕГЕЛЯ И ФЕЙЕРБАХА, НЕМЕЦКАЯ КЛАССИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ ВСЕМИРНОЕ ИСТОРИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ. ЭТУ ЛИНИЮ В РАЗВИТИИ НОВОЙ ЕВРОПЕЙСКОЙ МЫСЛИ ЭНГЕЛЬС НАЗВАЛ «НЕМЕЦКОЙ КЛАССИЧЕСКОЙ ФИЛОСОФИЕЙ». К ЧИСЛУ КРУПНЕЙШИХ ДОСТИЖЕНИЙ НЕМЕЦКИХ МЫСЛИТЕЛЕЙ ОТ КАНТА ДО ФЕЙЕРБАХА ОТНОСИТСЯ УЯСНЕНИЕ ТОГО, ОТНЮДЬ НЕ ОЧЕВИДНОГО ФАКТА, ЧТО ПРИ ВСЕМ МНОГООБРАЗИИ ПРОБЛЕМ У ФИЛОСОФИИ ИМЕЕТСЯ ОСНОВНОЙ ВОПРОС И ОН СОСТОИТ В ОПРЕДЕЛЕНИИ ОТНОШЕНИЯ МЕЖДУ МЫШЛЕНИЕМ И БЫТИЕМ. В ОТЛИЧИИ ОТ АНГЛИЙСКИХ, А ОСОБЕННО ФРАНЦУЗСКИХ ФИЛОСОФОВ XVIII ВЕКА, СТРЕМИВШИХСЯ ПОПУЛЯРИЗИРОВАТЬ СВОИ УЧЕНИЯ СРЕДИ ВОЗМОЖНО БОЛЕЕ ШИРОКИХ СЛОЕВ ЧИТАТЕЛЕЙ И НАХОДИВШИХ ПОДХОДЯЩИЙ ДЛЯ ЭТОГО ИЗЛОЖЕНИЯ, НЕМЕЦКИЕ МЫСЛИТЕЛИ ОТ КАНТА ДО ГЕГЕЛЯ ПРЕДНАЗНАЧАЛИ СВОИ СОЧИНЕНИЯ БОЛЬШЕЙ ЧАСТЬЮ ДЛЯ ВЕСЬМА ОГРАНИЧЕННОГО КРУГА ЧИТАТЕЛЕЙ, СОСТОЯЩЕГО ИЗ ТЕХ, КТО ПРОФЕССИОНАЛЬНО ЗАНИМАЕТСЯ ФИЛОСОФИЕЙ В КАЧЕСТВЕ КОМПЕТЕНТНЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ ИЛИ В КАЧЕСТВЕ ГОТОВЯЩИХСЯ СТАТЬ ТАКОВЫМИ СТУДЕНТОВ. В ТРАДИЦИЯХ НЕМЕЦКОЙ УНИВЕРСИТЕТСКО-АКАДЕМИЧЕСКОЙ ФИЛОСОФИИ БЫЛО СОЗДАНИЕ ТРУДНЫХ ДЛЯ ВОСПРИЯТИЯ СОЧИНЕНИЙ, ИЗОБИЛУЮЩИХ АБСТРАКТНЫМИ ДЕДУКЦИЯМИ И НАПИСАННЫХ СУХИМ ЯЗЫКОМ С МАССОЙ ПОНЯТНЫХ ЛИШЬ ПОСВЯЩЕННЫМ СПЕЦИАЛЬНЫХ ТЕРМИНОВ В ТОМ ЧИСЛЕ ВНОВЬ ИЗОБРЕТАЕМЫХ. ИМЕЯ В ВИДУ НЕМЕЦКИХ ФИЛОСОФОВ, ГЕГЕЛЬ С ИЗВЕСТНОЙ ДОЛЬЮ САМОКРИТИЧНОСТИ ОТМЕЧАЛ; «О НАС ИДЕТ СЛАВА КАК О ГЛУБОКИХ, НО ЧАСТО НЕЯСНЫХ МЫСЛИТЕЛЯХ». НАЧИНАЯ С КАНТА, ПЛЕЯДА МЫСЛИТЕЛЕЙ ПЕРВОЙ ВЕЛИЧИНЫ ПРЕДАЛА НЕБЫВАЛУЮ ИНТЕНСИВНОСТЬ И ГЛУБИНУ РАЗВИТИЮ НЕМЕЦКОЙ ФИЛОСОФСКОЙ МЫСЛИ. САМО ЭТО РАЗВИТИЕ ПРЕДСТАВЛЯЛО СОБОЙ СВОЕГО РОДА ФИЛОСОФСКУЮ РЕВОЛЮЦИЮ. КАНТ И ДРУГИЕ ФИЛОСОФЫ ВНОСИЛИ СВОИМИ УЧЕНИЯМИ РАДИКАЛЬНЫЕ НОВАЦИИ В РАЗВИТИИ ФИЛОСОФСКОЙ МЫСЛИ: КАЖДЫЙ ИЗ НИХ ДАИАЛЕКТИЧЕСКИ, ТО ЕСТЬ С СОХРАНЕНИЕМ ОПРЕДЕЛЕННОЙ ПРЕЕМСТВЕННОСТИ, ОТРИЦАЛО ПРЕДШЕСТВУЮЩЕЕ. ВСЕ НАЗВАННЫЕ МЫСЛИТЕЛИ САМИ СЧИТАЛИ СЕБЯ РАДИКАЛЬНЫМИ НОВАТОРАМИ В ФИЛОСОФИИ. КАНТ, СОЗИДАЯ ПЕРВУЮ СТУПЕНЬ НЕМЕЦКОЙ КЛАССИЧЕСКОЙ ФИЛОСОФИИ В ПРОЦЕССЕ ПРЕОДОЛЕНИЯ РАНЕЕ ГОСПОДСТВОВАВШЕЙ В ГЕРМАНИИ МЕТАФИЗИКЕ, ПОЛАГАЛ, ЧТО ОН ВМЕСТЕ С ТЕМ СОВЕРШАЕТ «КОПЕРНИКАНСКУЮ РЕВОЛЮЦИЮ» ПО ОТНОШЕНИЮ КО ВСЕЙ ПРЕДШЕСТВУЮЩЕЙ ФИЛОСОФИИ.
Главным содержанием реформ в этой области было становление и развитие светской национальной культуры, светского просвещения, серьезные изменения в быту и нравах, осуществляемых в плане европеизации. Важные изменения в жизни страны решительно требовали подготовки квалифицированных кадров. Находившаяся в руках церкви схоластическая школа обеспечить этого не могла. Стали открываться светские школы, образование начало приобретать светский характер. Для этого потребовалось создание новых учебников, пришедших на смену церковным.Петр I в 1708г. ввел новый гражданский шрифт, пришедший на смену старому кирилловскому полууставу. Для печатания светской учебной, научной, политической литературы и законодательных актов были созданы новые типографии в Москве и Петербурге. Развитие книгопечатания сопровождалось началом организованной книготорговли, а также созданием и развитием сети библиотек. С 1702г. систематически выходила первая русская газета "Ведомости". С развитием промышленности и торговли были связаны изучение и освоение территории и недр страны, что нашло свое выражение в организации ряда крупных экспедиций. В это время появились крупные технические новшества и изобретения, особенно в развитии горного дела и металлургии, а также в военной области. В этот период написан ряд важных работ по истории, а созданная Петром I Кунсткамера положила начало сбору коллекций исторических и мемориальных предметов и редкостей, оружия, материалов по естественным наукам и т.д. Одновременно стали собирать древние письменные источники, снимать копии летописей, грамот, указов и других актов. Это было началом музейного дела в России. Логическим итогом всех мероприятий в области развития науки и просвещения было основание в 1724г. Академии наук в Петербурге. С первой четверти XVIII в. осуществлялся переход к градостроительству и регулярной планировке городов. Облик города стали определять уже не культовая архитектура, а дворцы и особняки, дома правительственных учреждений и аристократии. В живописи на смену иконописи приходит портрет. К первой четверти XVIII в. относятся и попытки создания русского театра, в это же время были написаны первые драматургические произведения. Изменения в быту затрагивали массу населения. Старая привычная долгополая одежда с длинными рукавами запрещалась и заменялась новой. Камзолы, галстуки и жабо, широкополые шляпы, чулки, башмаки, парики быстро вытесняли в городах старую русскую одежду. Быстрее всего распространилась западноевропейская верхняя одежда и платье среди женщин. Запрещалось ношение бороды, что вызвало недовольство, особенно податных сословий. Вводились особый "бородовой налог" и обязательный медный знак о его уплате. Петр I учредил ассамблеи с обязательным присутствием на них женщин, что отражало серьезные изменения их положения в обществе. Учреждение ассамблей положило начало утверждению в среде русского дворянства "правил хорошего тона" и "благородного поведения в обществе",употреблению иностранного, преимущественно французского языка. Изменения в быту и культуре, которые произошли в первой четверти XVIII в., имели большое прогрессивное значение. Но они еще больше подчеркивали выделение дворянства в привилегированное сословие, превратили использование благ и достижений культуры в одну из дворянских сословных привилегий и сопровождалось широким распространением галломании, презрительного отношения к русскому языку и русской культуре в дворянской среде.
УЧЕНЫЕ-ФИЛОСОФЫ КАНТ, ФИХТ, ШЕЛЛИНГ, ГЕГЕЛЬ, ФЕЙЕРБАХ. НЕСМОТРЯ НА
РАЗЛИЧИЯ ИХ УЧЕНИЯ ТЕСНО СВЯЗАНЫ МЕЖДУ СОБОЙ УЗАМИ ПРЕЕМСТВЕННОСТИ: ПОСЛЕ КАНТА
КАЖДЫЙ ИЗ МЫСЛИТЕЛЕЙ ЭТОГО НАПРАВЛЕНИЯ ОПИРАЛСЯ НА ВОЗЗРЕНИЯ СВОЕГО
ПРЕДШЕСТВЕННИКА И ВДОХНОВЛЯЛСЯ ТВОРЧЕСКИМИ ИМПУЛЬСАМИ ЕГО НАСЛЕДИЯ. В ИХ
УЧЕНИЯХ НАШЛИ ВЫРАЖЕНИЕ НАИБОЛЕЕ ЗНАЧИТЕЛЬНЫЕ ИДЕИ НЕМЕЦКОЙ ФИЛОСОФСКОЙ МЫСЛИ
РАЗВИТИИ,
ЗАВЕРШАЕМОМ УЧЕНИЯМИ ГЕГЕЛЯ И ФЕЙЕРБАХА, НЕМЕЦКАЯ КЛАССИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ
ВСЕМИРНОЕ ИСТОРИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ. ЭТУ ЛИНИЮ В РАЗВИТИИ НОВОЙ ЕВРОПЕЙСКОЙ МЫСЛИ
ЭНГЕЛЬС НАЗВАЛ «НЕМЕЦКОЙ КЛАССИЧЕСКОЙ ФИЛОСОФИЕЙ».
К ЧИСЛУ КРУПНЕЙШИХ ДОСТИЖЕНИЙ НЕМЕЦКИХ МЫСЛИТЕЛЕЙ ОТ КАНТА ДО ФЕЙЕРБАХА
ОТНОСИТСЯ УЯСНЕНИЕ ТОГО, ОТНЮДЬ НЕ ОЧЕВИДНОГО ФАКТА, ЧТО ПРИ ВСЕМ МНОГООБРАЗИИ
ПРОБЛЕМ У ФИЛОСОФИИ ИМЕЕТСЯ ОСНОВНОЙ ВОПРОС И ОН СОСТОИТ В ОПРЕДЕЛЕНИИ
ОТНОШЕНИЯ МЕЖДУ МЫШЛЕНИЕМ И БЫТИЕМ. В ОТЛИЧИИ ОТ АНГЛИЙСКИХ, А ОСОБЕННО
ФРАНЦУЗСКИХ ФИЛОСОФОВ XVIII ВЕКА, СТРЕМИВШИХСЯ ПОПУЛЯРИЗИРОВАТЬ СВОИ УЧЕНИЯ
СРЕДИ ВОЗМОЖНО БОЛЕЕ ШИРОКИХ СЛОЕВ ЧИТАТЕЛЕЙ И НАХОДИВШИХ ПОДХОДЯЩИЙ ДЛЯ ЭТОГО
ИЗЛОЖЕНИЯ, НЕМЕЦКИЕ МЫСЛИТЕЛИ ОТ КАНТА ДО ГЕГЕЛЯ ПРЕДНАЗНАЧАЛИ СВОИ
СОЧИНЕНИЯ БОЛЬШЕЙ ЧАСТЬЮ ДЛЯ ВЕСЬМА ОГРАНИЧЕННОГО КРУГА ЧИТАТЕЛЕЙ, СОСТОЯЩЕГО
ИЗ ТЕХ, КТО ПРОФЕССИОНАЛЬНО ЗАНИМАЕТСЯ ФИЛОСОФИЕЙ В КАЧЕСТВЕ КОМПЕТЕНТНЫХ
СПЕЦИАЛИСТОВ ИЛИ В КАЧЕСТВЕ ГОТОВЯЩИХСЯ СТАТЬ ТАКОВЫМИ СТУДЕНТОВ. В ТРАДИЦИЯХ
НЕМЕЦКОЙ УНИВЕРСИТЕТСКО-АКАДЕМИЧЕСКОЙ ФИЛОСОФИИ БЫЛО СОЗДАНИЕ ТРУДНЫХ ДЛЯ
ВОСПРИЯТИЯ СОЧИНЕНИЙ, ИЗОБИЛУЮЩИХ АБСТРАКТНЫМИ ДЕДУКЦИЯМИ И НАПИСАННЫХ СУХИМ
ЯЗЫКОМ С МАССОЙ ПОНЯТНЫХ ЛИШЬ ПОСВЯЩЕННЫМ СПЕЦИАЛЬНЫХ ТЕРМИНОВ В ТОМ ЧИСЛЕ
ВНОВЬ ИЗОБРЕТАЕМЫХ. ИМЕЯ В ВИДУ НЕМЕЦКИХ ФИЛОСОФОВ, ГЕГЕЛЬ С ИЗВЕСТНОЙ ДОЛЬЮ
САМОКРИТИЧНОСТИ ОТМЕЧАЛ; «О НАС ИДЕТ СЛАВА КАК О ГЛУБОКИХ, НО ЧАСТО НЕЯСНЫХ
МЫСЛИТЕЛЯХ». НАЧИНАЯ С КАНТА, ПЛЕЯДА МЫСЛИТЕЛЕЙ ПЕРВОЙ ВЕЛИЧИНЫ ПРЕДАЛА
НЕБЫВАЛУЮ ИНТЕНСИВНОСТЬ И ГЛУБИНУ РАЗВИТИЮ НЕМЕЦКОЙ ФИЛОСОФСКОЙ МЫСЛИ.
САМО ЭТО РАЗВИТИЕ ПРЕДСТАВЛЯЛО СОБОЙ СВОЕГО РОДА ФИЛОСОФСКУЮ РЕВОЛЮЦИЮ. КАНТ
И ДРУГИЕ ФИЛОСОФЫ ВНОСИЛИ СВОИМИ УЧЕНИЯМИ РАДИКАЛЬНЫЕ НОВАЦИИ В РАЗВИТИИ
ФИЛОСОФСКОЙ МЫСЛИ: КАЖДЫЙ ИЗ НИХ ДАИАЛЕКТИЧЕСКИ, ТО ЕСТЬ С СОХРАНЕНИЕМ
ОПРЕДЕЛЕННОЙ ПРЕЕМСТВЕННОСТИ, ОТРИЦАЛО ПРЕДШЕСТВУЮЩЕЕ. ВСЕ НАЗВАННЫЕ МЫСЛИТЕЛИ
САМИ СЧИТАЛИ СЕБЯ РАДИКАЛЬНЫМИ НОВАТОРАМИ В ФИЛОСОФИИ. КАНТ, СОЗИДАЯ ПЕРВУЮ
СТУПЕНЬ НЕМЕЦКОЙ КЛАССИЧЕСКОЙ ФИЛОСОФИИ В ПРОЦЕССЕ ПРЕОДОЛЕНИЯ РАНЕЕ
ГОСПОДСТВОВАВШЕЙ В ГЕРМАНИИ МЕТАФИЗИКЕ, ПОЛАГАЛ, ЧТО ОН ВМЕСТЕ С ТЕМ СОВЕРШАЕТ
«КОПЕРНИКАНСКУЮ РЕВОЛЮЦИЮ» ПО ОТНОШЕНИЮ КО ВСЕЙ ПРЕДШЕСТВУЮЩЕЙ ФИЛОСОФИИ.