в ватикане прошла конференция, на которой около 200 делегатов более чем из 20 стран обсудили возрождение мистических обрядов, в том числе обряда по изгнанию дьявола – экзорцизма.
экзорцизм не является традиционным обрядом для современной католической церкви. как правило, “одержимость бесами” считается частным случаем психического расстройства, а “исцеление” через обряд экзорцизма объясняют самовнушением.
однако в последнее время интерес к экзорцизму и образу дьявола стал возрастать в католической церкви. религиоведы и священники ватикана сообщают, что папа римский франциск по сравнению с предшественниками не только уделяет много внимания сатане в своих проповедях, но и стремится возродить образ дьявола как сверхъестественную сущность, которой подчиняются силы зла.
например, в прошлом году папа положил руки на человека в инвалидной коляске, который утверждал, что одержим демонами – в этом публика увидела импровизированный акт очищения от бесов. несколько месяцев спустя франциск похвалил международную ассоциацию экзорцистов за “ людям, которые и в освобождении”. в прошлом месяце на мессе франциск собравшихся быть бдительными: “берегитесь, потому что дьявол присутствует”.
теперь официальные лица ватикана открыто говорят о возрождении мистических обрядов в католической церкви, а кардиналы в некоторых городах италии и испании недавно решили расширить число экзорцистов в своих епархиях в связи с “растущим спросом” на подобные услуги по “очищению от дьявола”.
подобное внимание папы франциска к образу дьявола вызвало критику со стороны некоторых богословов. по их мнению, таким образом папа подрывает свою репутацию и возвращается к суеверию и средневековым .
это не первый раз, когда действия папы римского франциска вызывают неоднозначную реакцию общественности. на этой неделе в своей проповеди папа рассказал, что мог бы крестить марсиан, если бы они попросили об этом. если господь наделил этих существ разумом и душой, то кто мы такие, чтобы противиться их желанию прийти в церковь, сказал понтифик. в действительности франциск использовал эту метафору, чтобы объяснить проблему крещения язычников.
ведь на наших глазах и в наших умах свершается процесс, всего значения которого мы не осознаем. он более радикален и важен, чем кризис. речь идет о том, что христианство покидает европу.
три фактора подталкивают процесс исчезновения христианства. во-первых, уже целое столетие происходит дехристианизация европы, которая в последнее время значительно ускорилась. этот процесс выражается не только в исчезновении религиозного чувства, несоблюдении обрядов, непосещении месс и резком снижении числа желающих стать церковными служителями, но он приводит к тому, что люди уже не ощущают свою принадлежность к христианской цивилизации, что проявляется в культуре и в народном быту, в глубинной ориентации и в повседневной жизни. то, что казалось естественным и цивилизованным, устоявшимся за тысячелетия в обычаях и сердцах, рушится с потрясающей скоростью и опрокидывает в первую очередь человека, изменяя его отношение к жизни и сексу, к рождению и смерти, разрушая семью во всех ее аспектах. вековые убеждения, незыблемые еще двадцать лет тому назад, мораль, обычаи, язык — все рушится. перемены в повседневной жизни европейцев, возникшие в результате кризиса, не идут ни в какое сравнение с радикальными антропологическими мутациями, которые мы переживаем. пророческое видение этого изложил серджо куинцио в книге «христианство от начала до конца» (sergio quinzio, cristianesimo dall’inizio alla fine; adelphi, 1967 ).
Практически неизменными со средневековья сохранились традиционный японский костюм, национальный интерьер, литературный японский язык, чайная церемония, театр "кабуки", "но", "бунраку" и множество других, не менее своеобразных традиций. И все это - в окружении сверхсовременной техногенной цивилизации!
Количество традиций и ритуалов, обязательных или рекомендуемых к соблюдению, просто огромно. Практически все сферы жизни страны пронизаны сетью традиций и церемоний, особенно это заметно в общении между людьми.
Японцы бережно и любовно относятся к природе, восторгаются естественной красотой пейзажа, погодных явлений, цветов или моря. Многочисленные церемонии созерцания цветущих деревьев, полной луны или осенних красок являются неотъемлемыми элементами жизни общества.
Рукопожатия не приняты, их заменяют поклоны, причем "возвращать" поклоны требуется с той же частотой и почтительностью, какую демонстрирует другая сторона. Японцы вежливы и предупредительны в общении. Гостеприимство у японцев "в крови". Прямой отказ не принят даже в том случае, если выполнить невозможно, поэтому стоит заранее подумать о выполнимости ваших пожеланий. Также часто вводит в заблуждение традиционная улыбчивость японцев, особенно женщин, при любых обстоятельствах - даже отказ или какой-то неприятный момент будет сопровождаться улыбкой, что сбивает с толку многих иностранцев. В то же время "запанибратские" отношения (даже слишком малая дистанция между собеседниками) совершенно неприемлемы и вызывают у японцев резко отрицательное отношение. Также не рекомендуется смотреть японцу прямо в глаза (это воспринимается как агрессия) и активно жестикулировать.
Большое значение имеют посуда, сервировка стола и декоративное оформление блюд. Перед едой принято вытирать лицо и руки специальной горячей салфеткой "осибори". Каждое блюдо подается в специально предназначенной для него посуде и занимает строго определенное место на столе, причем для каждого человека выделяется индивидуальный стол. Смены блюд нет, весь заказ (кроме чая) выставляется на стол сразу, но сопровождается обязательными при для подогрева (жаровни, спиртовки) или совмещения блюд (отдельные соусники, наборы со специями и т. д.). Посуда и предметы сервировки строго подразделяются на "мужские" и "женские".
Для палочек ("хаси" или "хаши") существует отдельная подставка "хаши-оки" (небольшой керамический прямоугольник или специально разрезанная винная пробка), а подают их в специальном красочном бумажном чехле "хаси-букуро". Несмотря на то, что традиционно пищу из общего блюда следует брать обратными концами палочек, сейчас этот обычай устарел и практикуется в очень формальном или женском обществе. "Хаси" нельзя скрещивать или втыкать в рис (это ассоциируется со смертью - именно в таком виде обычно приносят подношения духам предков), не нужно указывать палочками на что-либо, жестикулировать или размахивать ими во время еды - это считается признаком дурного тона. Ни в коем случае нельзя передавать еду "из палочек в палочки" - по буддийскому обычаю именно так передают останки во время погребального обряда.
Традиционно суп следует пить, а не есть ложкой; исключение составляет новогодний суп "о-зони", а также супы с лапшой, обычно подаваемые в больших тарелках - саму лапшу можно съесть при палочек, а бульон выпить. Допустимо и даже необходимо причмокивать, пробуя горячую лапшу ("удон", "рамен" или "соба") - считается, что таким образом аромат лапши кажется еще более приятным. Допускается есть рис, держа миску в одной руке. В дружеской обстановке, а также ресторанах ("кайтенцуши") суши, "нигири-суши" (ломтики рыбы на рисе) и "маки" (роллы) можно есть руками, а "сашими" - палочками. Суши и роллы желательно есть целиком и сразу - в противном случае надкусанный кусочек следует держать в руке, а не класть на тарелку. Женщины должны придерживать руку под едой, которую отправляют в рот; мужчинам это делать не нужно. Также не следует передвигать еду по тарелке или посуду по столу.
За общим столом напитки разливает самый молодой из присутствующих. Обойдя всех гостей (начиная с самого пожилого), он ставит бутылку на стол и ждет, пока ему, в свою очередь, наполнит бокал старший по возрасту. Оскорбительным считается наливать напитки, держа руку тыльной стороной вверх. Пить "до дна" и наливать себе самому не принято. Рекомендуется наполнять бокал или пиалу соседа, а он в свою очередь должен делать то же самое для вас.
Объяснение:
До Джотто были иконы и фрески. Они создавались по византийским канонам. Лики вместо лиц. Плоские фигуры. Несоблюдение пропорций. Вместо пейзажа — золотой фон. Как, например, на этой иконе.
Гвидо да Сиена поклонение волхвов
Главное творение Джотто — это цикл его фресок в капелле Скровеньи в Падуе. Когда эта церковь открылась для прихожан, в неё хлынули толпы людей. Такого они никогда не видели.
2. Мазаччо (1401—1428).
Мазаччо святой Петр исцеляет своей тенью
Мазаччо. Святой Петр исцеляет своей тенью. 1425—1427. Капелла Бранкаччи в церкви Санта-Мария-дель-Кармине, Флоренция, Италия.
Он перенял реализм Джотто. Однако в отличие от предшественника уже хорошо знал анатомию.
Вместо глыбообразных персонажей Джотто — прекрасно сложенные люди. Совсем как у древних греков.
Мазаччо прожил недолгую жизнь. Он умер, как и его отец, неожиданно. В 27 лет.
Однако последователей у него было много. Мастера следующих поколений ходили в капеллу Бранкаччи, чтобы учиться по его фрескам.
3. Леонардо да Винчи (1452—1519).
Леонардо да Винчи — один из титанов Эпохи Возрождения. Он колоссальным образом повлиял на развитие живописи.
Леонардо да Винчи дама с горностаем
Леонардо да Винчи. Дама с горностаем. 1489—1490. Музей Черторыйских, Краков.
Главное же новаторство Леонардо — это то, что он нашёл сделать образы … живыми.
Леонардо изобрел метод сфумато. Он растушевал линии. Сделал переход от света к тени очень мягким. Его герои словно покрыты еле уловимой дымкой. Персонажи ожили.
Леонардо да Винчи Джоконда
Леонардо да Винчи. Мона Лиза. 1503—1519. Лувр, Париж.
Однако сами подумайте. 19 картин — и он — величайший художник всех времён и народов. А кто-то даже близко не стоит по величию, при этом написав 6000 полотен за жизнь. Очевидно же, у кого КПД выше.
О самой знаменитой картине мастера читайте в статье “Мона Лиза Леонардо да Винчи. Загадка Джоконды, о которой мало говорят”.
4. Микеланджело (1475—1564).
Вольтерра Микеланджело
Даниеле да Вольтерра. Микеланджело (фрагмент). 1544. Музей Метрополитен, Нью-Йорк.
Микеланджело считал себя скульптором. Но был универсальным мастером.
Микеланджело страшный суд женщина с плугомМикеланджело. Фрагмент фрески "Страшный суд"Микеланджело страшный суд праведник с кожей грешникаМикеланджело. Фрагмент фрески "Страшный суд"
Часто Микеланджело писал персонажа обнаженным. А потом уже сверху дописывал одежду. Чтобы тело было максимально рельефным.
Потолок Сикстинской капеллы он расписывал в одиночку. Хотя это несколько сотен фигур! Он даже краски растирать никому не позволял. Да, он был нелюдимым. Обладал крутым и неуживчивым характером. Но больше всех он был недоволен … собой.
Скульптуры Микеланджело в Академии изящных искусств во Флоренции . Слева: Давид. 1504 г. Справа: Пьета Палестрины. 1555 г.
5. Рафаэль (1483—1520).
Рафаэль прожил всего 37 лет. Он умер внезапно. От подхваченной простуды и врачебной ошибки. Но его наследие трудно переоценить. Многие художники боготворили этого мастера. И множили его чувственные образы в тысячах своих полотен.
О самых знаменитых картинах Рафаэля читайте в статье “Портреты Рафаэля. Друзья, возлюбленные, покровители”
6. Тициан (1488-1576).
Тициан был непревзойдённым колористом. Также он много экспериментировал с композицией. Вообще он был дерзким новатором.
За такую яркость таланта его все любили. Называли “королем живописцев и живописцем королей”.
Говоря о Тициане, хочется после каждого предложения ставить восклицательный знак. Ведь именно он привнёс в живопись динамику. Пафос. Восторженность. Яркий колорит. Сияние красок.
Тициан вознесение марии
К концу жизни он выработал необычную технику письма. Мазки быстрые, густые. Краску наносил то кистью, то пальцами. От этого — образы ещё более живые, дышащие. А сюжеты — ещё более динамичные и драматичные.