Устав «Об управлении инородцев» (1822) — законодательный акт Российской империи, наряду с «Уставом о сибирских киргизах» определивший систему управления коренными народами Сибири (инородцы). Большинство его положений действовало вплоть до Февральской революции 1917 года.
Устав был составлен М. М. Сперанским после его экспедиции для изучения состояния Сибири с Г. С. Батенькова. Устав разделял инородцев в рамках права Российской империи на «оседлых», «кочевых» и «бродячих» и согласно этому разделению определял их административный и правовой статус.
Оседлые инородцы в правовом отношении приравнивались к русским тяглым сословиям — мещанам и государственным крестьянам.
Бродячие инородцы (ненцы, коряки, юкагиры и другие охотничьи народы Северной Сибири) получали самоуправление, которое реализовывали представители традиционной родоплеменной верхушки — «князцы» и старосты.
Кочевые инородцы (буряты, якуты, эвенки, хакасы и др.) делились на улусы и стойбища, каждый из которых получал родовое правление, состоявшее из старосты (улусного головы) и выбиравшихся на 3 года от населения и утверждаемых губернатором. Несколько улусов и стойбищ подчинялись инородной (или инородческой) управе — административному и финансово-хозяйственному учреждению. Управа выполняла распоряжения окружного начальника, судебные приговоры, проводила распределение ясака и других налогов и сборов. Несколько управ объединялись в степные думы.
Распоряжения управы контролировались русским чиновником-начальником округа. «Устав» закреплял за коренными народами Сибири находившиеся в их пользовании земли, определял порядок и размеры взимания ясака, регулировал торговлю с русскими, распространял на аборигенов уголовное законодательство страны, позволял открывать свои школы и училища, отдавать детей в русские школы. «Устав» декларировал полную веротерпимость.
Созданные в соответствии с «Уставом» родовые управления и инородческие управы просуществовали до начала XX века.
Начало нового времени ознаменовалось возникновением в середине xviiв. вестфальской системы – первой действительно общеевропейской системы международных отношений. она охватывала все европейские государства, включая россию и османскую империю, хотя последние не участвовали в подписании вестфальского мира. более того, она с самого начала имела тенденцию к охвату всего мира, который уже в xviiв. был в значительной мере поделен европейскими государствами на колонии и сферы влияния. в основу вестфальской системы легли договоры, которыми завершилась тридцатилетняя война и которые установили в европе международно-признанные границы. в основных чертах они оставались неизменными почти до конца xviiiвека. стабильность вестфальской системе придавал сил, сложившийся в результате войн и конфликтов xvi– первой половины xviiвеков. он зарекомендовал себя как важнейшая гарантия безопасности и свободного развития отдельных государств. поэтому вплоть до конца xviiiв. попытки нарушить европейское равновесие неизменно получили энергичный отпор и, как правило, терпели неудачу. под влиянием войн и революций, упадка одних и возвышения других держав во второй половине xviiiв. вестфальская система стала клониться к упадку. окончательно ее разрушили войны революционной и наполеоновской франции, которые к полной перекройке границ, сломали европейское равновесие и обеспечили господствующее положение франции на континенте. победа антифранцузской коалиции над наполеоновской францией послужила важнейшей предпосылкой восстановления сил в европе и учреждения новых международно признанных границ. венский конгресс 1814–1815 гг. был призван решить основные послевоенного устройства европы. его решения и легли в основу новой – венской системы международных отношений. помимо сил и международно-признанных границ она опиралась на союз пяти великих держав («пентархию») и «европейский концерт». однако под влиянием перемен, происходивших в европейском обществе, в середине xixв. устои венской системы пошатнулись. распался союз пяти держав, разладился «европейский концерт». в ходе национальных войн подверглись глубокому пересмотру существующие границы между государствами. наконец, коренным образом изменилось соотношение сил между европейскими странами. все это в конечном счете к крушению венской системы. в результате национальных войн и революций к концу xixв. в европе сложился новый международный порядок. он характеризовался некоторыми общими для всех европейских систем чертами – сил, международно-признанными границами, установленными на мирных и международных конференциях, вроде берлинского конгресса 1878 года. вместе с тем новый международный порядок, общепризнанного названия у которого так и не появилось, отличался и некоторыми особенностями. прежде всего, наличием двух противостоящих группировок – тройственного союза и -французского союза (позднее – тройственной антанты). а также поистине охватом, поскольку в результате территориальной и колониальной экспансии европейских государств почти весь мир был поделен ими на колонии и сферы влияния. на рубеже xix–xxвв. впервые в эту систему международных отношений в качестве равноправных участников, наряду с европейскими державами, вошли сша и япония. но и этот международный порядок рухнул в начале xxв. под влиянием раздиравших его противоречий. первая мировая война его окончательно похоронила. один из явных его недостатков заключался в том, что основные государства мира не проявляли готовности уважать в достаточной мере права других народов, исповедовали культ грубой военной силы и пренебрегали нормами права. другая важная тенденция развития международных отношений в новое время заключалась в эволюции правил и принципов, которыми руководствовались в отношениях между собой правительства государств и которой в той или иной форме составляли основу международного права. в начале нового времени ведущую роль в международных отношениях играли династический и конфессиональный принципы. со времени великих открытий и подъема мировой торговли большое значение приобрел торговый интерес. тенденция к образованию единых и централизованных государств в европе к тому, что на первый план вышел принцип государственного суверенитета, закрепленный вестфальским миром. с этого времени международные отношения в европе стали понимать главным образом как отношения между суверенными государствами. в дальнейшем международные отношения обогатились принципами национального суверенитета, легитимизма (в его и юридическом истолковании), «принципом национальностей» и т.д. каждый из этих принципов в ту или иную эпоху выходил на первый план, оттесняя, но не другие. таким образом, постепенно сложилась богатая, разнообразная, но сложная по содержанию культура международных отношений, а также разностороннее, но противоречивое по характеру действующих норм международное право.
Заметный след в истории России. Ее политика «просвещенного абсолютизма» была характерна для многих европейских государств того времени и предполагала правление «мудреца на троне». Стремление соответствовать этому образу не помешало Екатерине усиливать крепостной гнет.
По-прежнему ведущей отраслью экономики России являлось сельское хозяйство. За счет освоения новых земель значительно увеличилось производство хлеба.
Во второй половине XVIII века окончательно сложились два региона с использованием различных форм эксплуатации. В черноземных районах господствовала барщина, а в районах с неплодородной почвой – денежный оброк.
Большое развитие в этот период получают крестьянские промыслы, особенно в нечерноземной полосе. В Тверской губернии получили распространение кожевенные промыслы, в Нижегородской – металлообработка. Ремесленное производство постепенно перерастало в мануфактурное.
Во второй половине XVIII века происходил дальнейший рост мануфактур. Кроме того, менялись организационные формы и виды мануфактур. Вотчинные мануфактуры размещались в дворянских имениях, на них работали крепостные крестьяне, для которых это было своеобразной барщиной.
Возросло купеческих предприятий, в основном в легкой промышленности. На купеческих мануфактурах работали, как правило, наемные рабочие. Наемные рабочие были, как правило, оброчными крепостными и лишь течением времени откупались на волю и вступали в купеческие гильдии.
В 60-70-х годах число вольнонаемных рабочих выросло почти в 2 раза, так постепенно формировался рынок рабочей силы.
В 1762 году было запрещено покупать крепостных крестьян для заводов, а также была прекращена приписка крестьян к предприятиям. После 1762 года вновь открывающиеся мануфактуры стали работать на вольнонаемном труде.
Во второй половине XVIII века продолжается процесс формирования всероссийского рынка. Число ярмарок неуклонно росло, статус ярмарок повышался, и они становятся экономическими центрами регионов.
В 1754 году были ликвидированы внутренние таможенные пошлины, что также развитию всероссийского товарного рынка.
Экспорт превосходил импорт. Из России вывозился металл, пенька, льняные ткани, парусное полотно, лес, хлеб. Прибавились новые пункты внешней торговли – Петербург и Одесса.
В этот период в России появились первые банки. В 1754 году начали свою работу Дворянский и Коммерческий банки.
В 1769 году в результате денежной реформы в обращение были выпущены бумажные деньги – ассигнации на сумму 1 млн. рублей. Для погашения расходов бюджета к 1786 году было выпущено ассигнаций на сумму свыше 46 млн. рублей, из которых медными деньгами могла бы быть покрыта половина. Ассигнации обесценивались, попытка изъять их из обращения не удалась. Только к середине XIX века финансовая система России стабилизировалась.
Появление различных типов мануфактур, развитие всероссийского товарного рынка, использование вольнонаемного труда и увеличение роли товарно-денежных отношений свидетельствовало о складывании новых социально-производственных отношений и создании предпосылок для развития капитализма в России.
Устав «Об управлении инородцев» (1822) — законодательный акт Российской империи, наряду с «Уставом о сибирских киргизах» определивший систему управления коренными народами Сибири (инородцы). Большинство его положений действовало вплоть до Февральской революции 1917 года.
Устав был составлен М. М. Сперанским после его экспедиции для изучения состояния Сибири с Г. С. Батенькова. Устав разделял инородцев в рамках права Российской империи на «оседлых», «кочевых» и «бродячих» и согласно этому разделению определял их административный и правовой статус.
Оседлые инородцы в правовом отношении приравнивались к русским тяглым сословиям — мещанам и государственным крестьянам.
Бродячие инородцы (ненцы, коряки, юкагиры и другие охотничьи народы Северной Сибири) получали самоуправление, которое реализовывали представители традиционной родоплеменной верхушки — «князцы» и старосты.
Кочевые инородцы (буряты, якуты, эвенки, хакасы и др.) делились на улусы и стойбища, каждый из которых получал родовое правление, состоявшее из старосты (улусного головы) и выбиравшихся на 3 года от населения и утверждаемых губернатором. Несколько улусов и стойбищ подчинялись инородной (или инородческой) управе — административному и финансово-хозяйственному учреждению. Управа выполняла распоряжения окружного начальника, судебные приговоры, проводила распределение ясака и других налогов и сборов. Несколько управ объединялись в степные думы.
Распоряжения управы контролировались русским чиновником-начальником округа. «Устав» закреплял за коренными народами Сибири находившиеся в их пользовании земли, определял порядок и размеры взимания ясака, регулировал торговлю с русскими, распространял на аборигенов уголовное законодательство страны, позволял открывать свои школы и училища, отдавать детей в русские школы. «Устав» декларировал полную веротерпимость.
Созданные в соответствии с «Уставом» родовые управления и инородческие управы просуществовали до начала XX века.