В1812, 1816 и 1820 гг. хивинский хан муххамед-рахим подверг кочевья казахов страшному разгрому. особенно разорительным был набег в феврале 1820 г. , когда 10-тысячное хивинское войско ограбило около двух тысяч казахских аулов. цель этих вторжений: подчинение небольшого ханства младшего жуза – ханства арынгазы (1816-1821). арынгазы поехал в петербург в надежде получить признание как вассальный правитель казахов, но был отправлен в калужскую ссылку. крупное вторжение совершил в 1831 г. хивинский хан аллакул. восстание 1821 г. под руководством тентек-торе носило освободительный характер. количество повстанцев превышало 10 тысяч человек. восстание охватило окрестности туркестана, шымкента, аулие-аты. повстанцы взяли крепость сайрам, которую превратили в свой базовый лагерь. восстание было жестоко подавлено. в 20-30 годах xix века против власти коканда произошло несколько восстаний казахов и кыргызов, охвативших районы туркестана, шымкента, сайрама, аулие-аты, бишкека. в 1817 султан сьюк абылайхан-улы заявил о желании принять российское подданство, а в 1819 принес присягу. россии стала подвластной территория племени жалаир, 66 тысяч человек. в мае 1824 г. принято в подданство россии 14 султанов старшего жуза, 165 тысяч душ мужского пола. хивинские и кокандские ханы в 30-40-е годы xix в. пытаются предотвратить вхождение юга казахстана состав россии. гарантом усиления влияния россии на юге казахстана было строительство военных крепостей. возводятся укрепления aктау, алатау, капал, сергиополь (аягуз) , лепсинск (лепсы) . они стали опорными пунктами россии для продвижения в 3аилийский край. в 20-30-х годах xix века был создан «азиатский комитет» . в 1825 году казахи уйсынской волости численностью в 50 тысяч человек дали согласие на открытие внешнего округа на своей территории. в 1831 году был организован аягузский, а в 1842 году - кокпектинский приказы. строительство в 1847 году укрепления капал ускорило обращение во власть россии кочующих в междуречье лепсы и или казахов, а также 40 тысяч кыргызских семей во главе с манапами жантаем, жангаром и ормоном. к 1847 году подавляющее большинство казахов среднего и старшего жузов перешло в российское подданство. 10 января 1848 года в старший жуз назначен российский пристав. южные районы старшего и среднего жузов в 50 - начале 60-х гг. еще оставались под властью коканда. отряд подполковника карбышева в 1851 г. взял крепость таушубек - опорный пункт кокандцев в низовьях реки каскелен. оренбургский генерал-губернатор перовский в 1853 взял крепость акмешит (ак-мечеть) . открывался путь для продвижения в заилийский край. западно-сибирский генерал-губернатор гасфорт предложил соединить сырдарьинскую и сибирскую военные линии. весной 1853 года началось возведение пикетов между рекой kокcy и или. пристав старшего жуза майор перемышельский в месте впадения реки талгар в или в 1853 г. основал илийский пикет, а весной 1854 - укрепление верное на месте средневекового поселения алматы. верный позднее называли илийским поселком. верное становится главным пунктом распространения влияния россии в долинах рек чу и талас. в 1855 г. кыргызское племя бугы (бугу) признало подданство россии. перевод в 1855 году резиденции приставства старшего жуза из капала в верный делало его главным поселением семиреченского края. были построены татарская и малая станицы, где разместились ремесленники и торговцы. сибирский казак осип мамнев положил начало производству меда в 3аилийском алатау. в 1857 году в татарской слободке построена первая водяная мельница, в 1858 году - пивоваренный завод. ученые-путешественники семенов тян-шанский, пржевальский, северцев посещали верный. в 60-х годах xix века здесь проживал шокан. возведение верного ускорило присоединение к россии южных областей казахстана и кыргызских земель.
Церковный раскол и его последствия. Крепнущее русское самодержавие, особенно в эпоху складывания абсолютизма, требовало дальнейшего подчинения церкви государству. К середине XVII в. выяснилось, что в русских богослужебных книгах, которые переписывались из столетия в столетие, накопилось много описок, искажений, изменений. То же происходило и в церковных обрядах. В Москве по вопросу исправления церковных книг было два разных мнения. Сторонники одного, к которому примыкало и правительство, считали необходимым править книги по греческим подлинникам. Им противостояли "ревнители древнего благочестия". Кружок ревнителей возглавил Стефан Вонифатьев - царский духовник. Работа по проведению церковной реформы была поручена Никону. Властолюбивый, с сильной волей и кипучей энергией, новый патриарх вскоре нанёс первый удар "древнему благочестию". По его указу исправление богослужебных книг стало производится по греческим подлинникам. Были унифицированы и некоторые обряды: двоеперстие при крестном знамении заменялось троеперстием, менялся строй церковной службы и пр. Первоначально оппозиция Никону возникла в духовных кругах столицы, главным образом со стороны «ревнителей благочестия». Протопопы Аввакум и Даниил написали царю возражения. Не достигнув цели, они стали распространять свои взгляды среди низших и средних слоев сельского и городского населения. Церковный собор 1666-1667 гг. объявил проклятие всем противникам реформы, предал их суду "градских властей", которые должны были руководствоваться статьей Уложения 1649 г., предусматривавшей сожжение на костре всякого, "кто возложит хулу на господа бога". В разных местах страны запылали костры, на которых гибли ревнители старины. После собора 1666-1667 гг. споры между сторонниками и противниками реформы постепенно приобрели социальный оттенок и положили начало расколу в русской православной церкви, возникновению религиозной оппозиции (староверия или старообрядчества). Старообрядчество - сложное движение, как по составу участников, так и по существу. Общим лозунгом был возврат к старине, протест против всех новшеств. Иногда в действиях старообрядцев, уклонявшихся от переписи и от выполнения повинностей в пользу феодального государства, можно разгадать социальные мотивы. Примером перерастания религиозной борьбы в социальную является Соловецкое восстание 1668-1676 гг. Началось восстание как чисто религиозное. Местные монахи отказались принять новонапечатанные "никонианские" книги. Монастырский собор 1674 г. вынес постановление: "стоять и биться против государственных людей" до смерти. Лишь с монаха-перебежчика, который показал осаждавшим потайной ход, стрельцам удалось ворваться в обитель и сломить сопротивление восставших. Из 500 защитников монастыря в живых осталось только 50. Кризис церкви проявился также в деле патриарха Никона. Осуществляя реформу, Никон, отстаивал идеи цезарепапизма, т.е. превосходства духовной власти над светской. Вследствие властолюбивых замашек Никона в 1658 г. произошел разрыв между царём и патриархом. Если реформа церкви проводимая патриархом, отвечала интересам русского самодержавия, то теократизм Никона явно противоречил тенденциям растущего абсолютизма. Когда Никону доложили о гневе царя на него, он публично сложил с себя сан в Успенском соборе и уехал в Воскресенский монастырь.