Казахстан не только отправлял на фронт сформированные на его территории воинские части и соединения, вся экономика была перестроена на военные нужды, а также деятели науки и культуры вносили посильный вклад в разгром врага. Огромную роль в мобилизации научных сил республики сыграл Каныш Имантаевич Сатпаев – первый президент Академии наук Казахской ССР. Месторождения полезных ископаемых, открытые учеными, послужили основой для создания в Казахстане в годы войны многих индустриальных центров. Огромный вклад в общее дело внесла творческая интеллигенция Казахстана. Лозунг «Всё для фронта, всё для победы!» определил цель не только всех военно-мобилизационных мероприятий Советского государства, но и встал в центре всей организаторской, идеологической, культурной и просветительской деятельности партийных и государственных органов Казахстана.
XVII век в истории России и в истории русской культуры особый, рубежный. Им заканчивается история древнерусской культуры и начинается новый период, зарождается культура нового времени. Этот процесс становления новой культуры занял два с половиной столетия и завершился только в эпоху либеральных реформ Александр IIАлександра II.
XVII век - время предчувствия перемен, которые предстояли России. Смена типа культуры проходила в острой борьбе старой традиции с новыми потребностями и вкусами. Современники очень остро, болезненно ощущали ломку, переоценку ценностей и традиций, потому весь XVII век проходит под знаком борьбы двух общественных настроений. С одной стороны, это страстная до фанатизма защита старины, с другой, - понимание необходимости и полезности перемен.
В это переломное для культуры время появляются первые ростки обновления:
начинается процесс секуляризации в духовной жизни общества, оно медленно, но неуклонно освобождается от определяющего все стороны его жизни влияния церкви;
человек начинает осознавать себя как личность, появляются люди поступка, энергичные, инициативные, осознающие свое место в судьбах страны. Человек-творец и созидатель перестает быть анонимным, имена таких людей на слуху у современников;
вызревают условия для рождения светской культуры, которая свободна от церковных догм и канонов; эти процессы только проявляют себя, потому принято говорить, что в XVII в. идет обмирщение культуры. Обмирщение - это тенденция, а не конечный итог. Параллельно сосуществуют как бы две культуры - религиозная и обновляющаяся, еще не порвавшая с религиозной основой;
заметнее становится влияние Запада, особенно после воссоединения с Украиной, культура которой находилась под сильным влиянием Польши.
Культурный перелом не мог осуществляться без утрат. Искусство нового времени, выигрывая в деталях, проигрывало средневековому в целостности, в гармонии древней глубины и духовности. Более того, культурная эволюция с XVII в. идет вширь, а не вглубь, когда освоение новых образов, сюжетов, стилей не сопровождается стремлением к постижению идеала. Поэтому старообрядческая критика «новизны» не являлась исключительно ретроградной боязнью нового как такового. За этой критикой стояло опасение потерять непреходящие духовные ценности, утратить связь с
Когда мы говорим о кыпчаках, то должны вспомнить кимаков, история этих племен тесно связана друг с другом. Территория Кимакского каганата в XI веке полностью вошла в состав созданного Кыпчакского ханства. Это были обширные земли от Алтая и Иртыша на востоке до Волги и Южного Урала на западе, от Куландинских степей на севере до озера Балхаш и Джунгарского Алатау на юге.
Усилившись, Кыпчакское ханство расширило свои южные границы, присоединив к себе земли в среднем и южном течении Сырдарьи, степи Приаралья и Прикаспия. А представители кыпчак- шсой знати стали правителями присырдарвинских городов.
Кыпчаки кочевали в районах Ишима, Нуры, Илека и Сарысу. С зимовок на Мангистау и Устюрте они летом перекочевывали в долины рек Эмба, Сагыз, Уил, Хобда и Урал (Яик). По арабским источникам, у кыпчаков были исторически укоренившиеся маршруты кочевий.
Поэтому земли между Алтаем и Волгой называли Кипчакской степью (Дешт-и-Кипчак), что является доказательством того, что названная территория действительно являлась родиной, исконной землей кыпчаков.
Этнический состав кыпчаков начал формироваться в VII-VIII исках. Он состоял из двух групп племен. Первая - западное объединение кыпчаков, куда входили одиннадцать племен, в их числе: елъборили, токсоба, йетиоба, дурут и другие. Вторая - восточное объединение кыпчаков, которое состояло из шестнадцати племен. Восемь из них были крупными, восемь - мелкими. Ведущим из племен были бори (волки), которых называли и «ельборили» («народ волков»). Кыпчакекие ханы династийно-наследственно были выходцами из этого племени. Название племени «бори» говорит о культе волка как идола, объекта поклонения. А такой культ бытует со времен древних тюркских племен. Название «токсоба» означает «девять племен», «дурут» - «четыре племени», «йетиоба» - «семь племен». Из этого видно, что все они являлись племенными объединениями.
В объединение кыпчаков входили тюркоязычные кимакские, огуз- ские, команские и древние башкуртские племена. С XII века, когда кыпчаки стали господствовать в Приаралье, к ним были присоединены племена канлы, карлуков и жикил.
Таким образом, племена, входившие в этнический состав кыпчаков, находились на этапе сложения кыпчакекой народности. Потому что у этих племен были схожими язык, верования, общественный строй и ведения хозяйства. Безусловно, в языке сохранялись местные диалекты. Однако это обстоятельство не могло быть препятствием для образования однородной кыпчакекой народности. Об этом итальянский путешественник, посол Плано Карпини писал: «Канлы говорят по-кыпчакеки». Внутри племен продолжался процесс этнического сближения и взаимослияния. Поэтому процесс образования кыпчакекой народности в Дешт-и-Кып- чаке (Кыпчакекой степи) был закономерным явлением. Но монгольское нашествие помешало развитию этого процесса. И образование единой народности было заторможено до XV века.
Общественный строй. Общественный строй Кыпчакского ханства являлся прямым продолжением общественного уклада Кимак- ского каганата. И в этом ханстве власть передавалась от отца к сыну по наследству. Особенностью являлось то, что хан избирался из знатных людей племени ельборили. Не случайно поэтому арабский историк Джурджани назвал это племя племенем ханской династии.
Ставка ханской власти носила название орда. В орде жили правители, знать. Система управления войском по существующей традиции состояла из правого и левого крыльев. Ставка более сильного и влиятельного правого крыла находилась на берегу реки Урал (Яик) на месте города Сарай, а ставка левого крыла - в присыр- дарьинеком городе Сыгнак. Подразделение системы управления на два крыла было рассчитано на нерушимое поддержание ханской власти на западе правым крылом, на востоке - левым.
Государства и племена на территории Казахстана в X—XIII веках.
Социально-экономической основой Кыпчакского ханства был классовый строй. К представителям господствующего сословия относились ханы, их родственники, тарханы, баскаки, беки, баи (богачи) и вожди родов и племен. А к низшему сословию относились простой народ и бедняки, не имевшие скота. К беднякам причислялись и жатаки, занимавшиеся земледелием. В кыпчакском обществе имелись даже рабы. Рабами обычно становились две категории людей: во-первых, бедные должники, не имевшие скота; во-вторых, люди, попавшие в плен. Одним из источников обогащения представителей господствующего сословия была продажа рабов на среднеазиатских базарах.
Имущественное неравенство в Кыпчакском ханстве между людьми можно проследить по захоронениям умерших. Так, например, если из одних захоронений были извлечены дорогостоящие предметы и вещи, погребенные вместе с умершим, то в других найдены лишь одни скелеты.
В кыпчакском обществе неравенство было и в землепользовании. Если знатные люди, имевшие много скота, владели богатыми пастбищами, водными источниками, то бедняки с малым поголовьем или совсем не имеющие скота, попадали в прямую зависимость от первых.