Сверхдержа́ва — независимое государство с колоссальным политическим, экономическим и военным превосходством над большинством других государств (в том числе над прочими великими державами и ядерными державами), которое позволяет ему осуществлять гегемонию не только в своем регионе, но и в самых отдалённых точках планеты[1][2].
Сверхдержавы в 1945 году: Британская империя, СССР и США.
Сверхдержавы 2-й половины XX века: США и СССР.
История понятия Править
Уильям Фокс[en] в 1944 году в книге «Сверхдержава» применительно к странам «Большой тройки» впервые употребил понятие «сверхдержава»[1].
Широкое распространение оно получило в 1960-е годы, когда в 1964 году китайский лидер Мао Цзэдун употребил его во время беседы с делегацией Социалистической партии Японии применительно к своей теории «Трёх миров». Он обвинил СССР в том, что тот «вступил в сговор с США за мировое господство», назвав обе страны сверхдержавами, которые обладают такой военной и экономической мощью, как все остальные страны мира, вместе взятые и проявляющие «невиданные в мировой истории агрессивные устремления»[1].
Маоистское понятие о сверхдержаве нашло понимание в работах Г. Киссинджера, С. Коэна и З. Бжезинского. По мнению последнего, существует 4 фактора, которые необходимы для признания государства сверхдержавой: военный, экономический, научно-технический и культурный[1].
Исторические сверхдержавы Править
Считается, что в новейшее время существовали только две сверхдержавы — США (с 1945 года) и СССР (с 1945 по 1991 год) —, возглавлявшие мощнейшие военно-политические блоки НАТО (основными лидерами НАТО были США) и ОВД (во главе ОВД стоял СССР) соответственно и достигшие баланса сил с военно-стратегическим паритетом. Попытки в середине XX века нацистской Германии (Третий Рейх) и милитаристской Японии (Великая азиатская сфера сопроцветания) стать новыми сверхдержавами в ходе Второй мировой войны успехом не увенчались.
К историческим сверхдержавам можно относить Римскую империю, Монгольскую империю, Арабский халифат, Османскую империю, Британскую империю и другие.
Современные сверхдержавы и потенциальные сверхдержавы Править
Основная статья: Потенциальные сверхдержавы
Современные государства, которые могут стать сверхдержавами в XXI веке:
Соединённые Штаты Америки
Китайская Народная Республика
Российская Федерация
Европейский союз
Республика Индия
Федеративная Республика Бразилия
Япония
Многими считается, что после распада СССР с конца XX века в мире осталась одна из двух сложившихся после Второй мировой войны сверхдержав — США[3][4][5], хотя некоторые эксперты говорят, что США этот статус уже потеряли[5][6][7]. В то же время, несмотря на то, что, имеющие сильную экономику, современные технологии, технологически продвинутые мобильные вооружённые силы с военными базами по всему миру, господство в финансовой и информационной сферах, большое культурное влияние, США сохранили политическо-экономическо-военную мощь и после холодной войны и распада СССР и имеют большое влияние в мире, их статус как единственной сверхдержавы не признается многими странами и политиками, считающими, что на смену противостоянию и паритету США и СССР должен прийти не однополярный или биполярный, а многополярный мир со всё более возрастающими ролями потенциальных сверхдержав, региональных держав и объединений.
В то же время Китай, имеющий с 2014 года крупнейшую экономику мира по ВВП по паритету покупательной с лидирующими показателями в мире по большинству показателей промышленного и сельскохозяйственного производства[8], самое большое в мире население и третий в мире размер территории, крупнейший в мире положительный баланс во внешней торговле и экспорт (в том числе промышленных новых технологий), половину мировых валютных резервов, статус третьей в мире ядерной державы и космической сверхдержавы, самую большую армию, практически приблизился к статусу сверхдержавы и уже называется некоторыми экспертами как экономическая и военная сверхдержава, которой осталось только признать это и закрепить в своём устойчивом политическом влиянии[9][10][11]. Однако конкуренция и борьба за влияние между США и КНР носит относительно мирный и спокойный характер, без острого противостояния, напоминая больше отношения России и Британии в XIX веке, чем Советского Союза и Соединённых Штатов.
В настоящее время из числа великих держав, помимо Китая, потенциальными сверхдержавами называют также Европейский союз[12], Индию[13], Бразилию[14][15] (как перспективные потенциальные сверхдержавы) и Россию (как восстанавливающуюся сверхдержаву[16][нет в источнике]). Однако, как показывает практика, подобные предсказания могут не сбыться; например, в 1980-х годах многие политики и экономисты предсказывали этот статус Японии и Германии из-за высоких темпов экономического и технологического роста и очень больших величин ВВП в то время[17
НАДЕЮСЬ
Её основная роль в том, что казахская интеллигенция не ограничивалась культурными требованиями в ходе революционных потрясений в стране и заложила основы национального единства
Расслоение аула, оседлый и кочевой образ жизни, необходимость образования, отношение к русской культуре - основные проблемы казахской интеллигенции второй половины XIX начала XX столетия. Эти темы выходят за переделы узких родовых интересов, важны для всего казахского народа.
Вопреки ожиданиям колонизаторов, лучшая часть новой казахской интеллигенции встала на защиту интересов родного народа. Пройдя через мучительные духовные поиски, она выступила против порабощения и возглавила освободительное движение.
Несомненно, это был путь трудной борьбы, сложных конфликтов и поисков и на этом пути наряду с достижениями, конечно, были и ошибки и заблуждения.
Однако порождены они были не злоумышлением по отношению к своему народу, как это трактовалось впоследствии сталинской идеологией, а естественными трудностями борьбы за облегчение жизни своего народа.
Внутри самой интеллигенции в начале XX в. имелись расхождения - часть ее стояла за сохранение самобытности казахов на пути укрепления мусульманской культуры, другая через русскую культуру стремилась подражать западному обществу.
Многие из них пришли к этнополитическим приоритетам через участие в мусульманских (В. Танашев, М. Чокаев), эсеровских (М. Тынышпаев), кадетских (А. Букейханов, Х. Досмухамедов, Ж. Сейдалин) организациях. Для этой группы деятелей наиболее характерной чертой было стремление сохранить национальную самобытность в условиях необходимой модернизации, соединить традиционные духовные ценности с началами европейской демократии, достижениями общечеловеческой цивилизации.
Также нельзя не отметить стремление казахской интеллигенции к обретению независимости и свободы, что к 1917 году вылилось в автономию Алаш. В то же время образование автономии мотивировалось стремлением защитить народ в условиях анархии и разворачивающейся гражданской войны и было естественной реакцией самосохранения в обстановке всеобщего развала государственных институтов и потери управляемости [7].
Важной составляющей роли казахской интеллигенции было пробуждение самосознания народа, что осуществлялось через литературу.
Казахская литература развивалась в тесной связи с общественно-политической жизнью России, с литературами соседних тюркских народов. В указанный период плодотворно трудились писатели Шади Жангиров, Мажтур Копеев, Макиш Калтаев, Нуржан Наушабаев. Эта группа писателей и их творчество отражали сложные противоречия своего времени.
Поэтами, журналистами, переводчиками были Мухамеджан Сералин, Султанмахмут Торайгыров, чья деятельность нашла признание среди широких слоев казахского общества. Особое место в культуре Казахстана начала ХХ века принадлежит выдающимся поэтам, писателям и общественно-политическим деятелям - Ахмету Байтурсынову, Мыржакыпу Дулатову, Шакариму Кудайбердиеву, Магжану Жумабаеву, Жусупбеку Аймаутову, открывшим новую страницу в истории национальной культуры.
Таким образом, общественное сознание Казахстана рассматриваемого периода (начало XX века), было неоднозначным, представляло собой сложное явление, находившееся на перепутье истории, впрочем, как и общество в целом. Непримиримая борьба шла между идеологией колониализма и идеологией свободы и независимости, и представители казахской интеллигенции обществу выбрать правильный путь.