5 апреля Мехмед II остановил свои войска численностью в 100 тысяч воинов у Топкапы и устроил привал, а на следующее утро, велев открыть огонь из большой пушки, приступил к атаке. Сражение, вошедшее в мировую историю как 53-дневное окружение и взятие Константинополя, было завершено победоносно, несмотря на отвагу 9 тысяч защитников города. Константин XI 28 мая, совершив в Софийском соборе последний молебен, сражался до конца и погиб в битве.
29 мая Константинополь был взят и отдан на разграбление. Султан первым делом издал декрет о «предоставлении свободы всем, кто остался в живых», однако многие жители города были перебиты османскими солдатами, многие стали рабами. Город был превращен в столицу Османского государства и стал называться Константиние, а затем Истанбул (Стамбул). Для скорейшего восстановления населения Мехмед приказал перевести в новую столицу все население города Аксарая.
Мехмед II принял ряд серьёзных мер для сохранности культурных ценностей новой столицы: наладил связи с духовными лицами, настоятелями и руководителями христианских церквей и миссий. Одновременно с этим он приказал Заганос Паше взять Галату. Здесь он спланировал создание нового торгового района.
После взятия Константинополя венецианцы и генуэзцы заключили с Османской державой договоры о ненападении и свободной торговле.
Сербский византолог проф. Острогорский Г. А. , определяет Византийскую империю, как синтез Православия, Античной культуры и Римского права. Соответственно, можно смело перенести эти компоненты, переплавленные византийской цивилизацией и на Русь. Потому как Русь полноценно вобрала в себя византийские традиции, религиозные (христианство в форме Православия) , культурообразующие (письменность, архитектура, иконография, миниатюру, прикладное искусство и т. д.) , государственные (объединение княжеств под власть царя) .
Так, что смело можно предложить влияние Византии на Русь в следующей трактовке-Православие, Имперский инстинкт, Кодекс Юстиниана.