Запад, начиная с XVI века, выступал постоянным «соблазнителем» более высокого уровня военного, технического и культурного развития для отстающей России. Как ни странно, но западничество в России усилилось в правлении Ивана IV, «полувосточного деспота», который очень благосклонно относился к европейцам.
Иван IV приглашал из Германии, Италии на службу офицеров, инженеров, литейщиков, пушкарей, архитекторов. Более того, по свидетельству служившего в опричнине немецкого наемника Г. Штадена Иван Грозный даже хвастался своим немецким происхождением. Об этом также упоминал англичанин Джон Флетчер. Когда царь в разговоре с ним заметил: «Русские мои – все воры!», Флетчер улыбнулся и сказал: «Ваше Величество забыли, что Вы сами – русский». «Я не русский, – отвечал царь, – предки мои – германцы» (Т.Л. Лабутина).
Ивану Грозному вскоре самому пришлось убедиться в военно-техническом превосходстве Запада, потерпев ряд поражений в Ливонской войне от малочисленных, но лучше вооруженных и обученных европейских армий. Он стал первым из царей привлекать иностранцев на русскую военную службу. Неслучайно именно Иван IV, не считаясь с жертвами, предпринял энергичную попытку «прорубить» окно в Европу, желая установить более тесные экономические и культурные связи с ней, начав кровопролитную и многолетнюю Ливонскую войну, за выход к Балтийскому морю.
Как только город-крепость Нарва оказалась в руках русских (1558 г.) она была сразу превращена в морские ворота России на Балтике. В 1566 году в Нарве побывало уже 42 корабля, что по сравнению с 6-7 судами, прибывавшими ежегодно из Европы в Архангельск, выглядело настоящим торговым прорывом. Однако шведы, ливонцы и литовцы стали мешать русской торговле и захватывали все иностранные суда, шедшие в русский порт.
Для борьбы с чужим морским разбоем, Иван IV создал собственный корсарский (каперский) флот во главе с датским авантюристом Карстеном Роде, который стал успешно действовать на Балтике. Северная Европа сразу поняла для себя опасность выхода России на Балтику и начала ответные действия. Дания, Швеция, Польша и Ганзейский союз, все выступили против нас. Роде арестовали в Копенгагене, а его флотилия была захвачена и конфискована. Вскоре была захвачена у русских войск и Нарва.
С потерей Нарвы Россия потеряла единственный выход к Балтийскому морю. И как оказалось надолго, вплоть до начала XVIII века. В результате Россия почти на 150 лет потеряла в своем динамичном развитии, а также в необходимой для нее европеизации.
Поражение в войне, потеря выхода в Балтийское море на время остановило западное влияние в России. Но при Борисе Годунове, испытывавшем прозападные симпатии, была предпринята удивительная попытка отправки на обучение в западные страны 18 русских студентов». Однако первая попытка власти приобщить русских молодых людей к европейской науке закончилась тем, что они стали первыми «невозвращенцами». Судьба большинства из них осталась неизвестной, так как никто из них на родину не вернулся, в стране в этот период началась кровавая круговерть Смутного времени (Т.Л. Лабутина).
Песня «Елим-ай» стала всенародной песней, потому что она посвящена великому бедствию, которое пережил народ во время нападения Хунтайджи Цэван Рабдан в 1723 году.
Объяснение:
Он напал на казахов с многочисленным войском, заставив простых людей бежать, бросать все, что они нажили, включая скот и имущество, теряя своих близких, голодая и, в конце концов, умирая.
Джунгары были очень жестоки, потому что перебили людей на всевозможных переходах и переправах.
По-настоящему, это было страшным временем в истории казахского народа и всей Средней Азии, поэтому трагедия, пережитая народом, была отражена, а точнее высказана в этой песне.
Кроме того, «Елим-ай» переводится как «Родина моя».
привіт друже!
так виявилося,що я потрапив на початок 15 століття,у невеличке просте та бідне село.
контраст був дуже замітним,оскільки тут люди були одягненні в простий та потріпаний одяг,
не дуже виділялися від один одного,всі дуже привітні,чесні та працьовиті.Вони мене вгостили української кашою та борщем,на смак ці страви були чудовими!На неділю,я разом із селянами йшли до церки,де ми молилися,та розмовляли про все що твориться у селі.У понеділок я пішов допомагати селянам на поле,зазвичай вони вирощували пшеницю,картоплю,буряк та інші овочі.Проживши з ними тиждень,я дуже здивувася якими вони користувалися інструментами,як харчувалися,та як працювали і розважалися.На мою думку ж плюси і мінуси цього життя,але мені більш подобажться сучасне життя!
твій друг(твоє ім'я)!