1. Какие последствия имело арабское владычество для Ирана и Средней Азии?
Иранцы усвоили арабский язык, но не забыли и свой. Арабское завоевание заставило их сменить религию, но обогатило их культуру достижениями других земель, которые также завоевали арабы.
2 Какие государства возникли в Средней Азии и Иране в XI—XII вв.?
Государство Сельджукидов, а позже шахов Хорезма.
3. Чем прославились выдающиеся ученые и поэты Ирана и Средней Азии X—XII вв.?
Учёные и поэты Ирана
(a) Бируни ещё в XI веке писал, что Земля движется вокруг Солнца.
(b) Ибн Сина (в Европе известен как Авиценна) многое сделал в разных областях науки, особенно прославился как медик. В своей книге «Канон» он описал множество болезней, лекарств и лечения. По «Канону» много столетий учились врачи в разных странах мира, эта книга была основной у медиков и Западной Европы.
(c) Фирдоуси создал великую поэму «Шахнаме» («Книга царей»), где писал о шахах, но больше о великих героях Ирана до арабского завоевания.
(d) Омар Хайям был великим философом, который в совершенстве изучил многие науки, а также поэтом.
4. Расскажите о монгольском нашествии на Среднюю Азию и Иран.
Поход в Среднюю Азию совершил ещё сам Чингисхан в 1219 году. Поход был успешным. Многие города сдавались без сопротивления. Некоторые города не сдавались, тогда их брали штурмом и вырезали всё население, даже детей. Многие знатные люди стали сотрудничать с монголами, чтобы избежать жестокой расправы. На территорию самого Ирана совершил поход внук Чингисхана Хулагу. Всё повторилось, как и в Средней Азии. В результате все эти земли попали под власть монголов.
5. Какие монгольские государства образовались в Средней Азии и Иране?
Часть этих земель попало в государство потомков Хулагу, часть (с Самаркандом) – в государство потомков внука Чингисхана Чагатая.
6. Чем отличались завоевание и владычество монголов в Иране от завоевания и господства арабов?
Арабы не увеличивали налоги, фактически даже их снижали. Они восприняли достижения науки покорённых народов, их язык, единый для всех захваченных территорий обмену знаниями. Монголы не воспринимали достижения науки завоёванных налогов и собирали очень большие налоги (более 3/4 урожая).
В эпоху Нового Времени, по традиции, государство обладало верховным правом собственности на землю.
Например, в Индии земля предоставлялась представителю только знатного рода взамен на выплату налогов и содержания военных отрядов. Земля давалась лишь во временное пользование - 10 лет, затем происходила смена владельца. Это осуществлялось для поддержания авторитета централизованной власти. В Китае было разделение земель на государственные и народные, однако, даже народные земли не передавались по наследству, только если это не земля местного князя, который уходит воевать во благо государства. В Японии земельный фонд был в собственности князей, однако проводилась политика конфискаций и перераспределения. Во всех странах хозяйственную жизнь регулировало государство. Также, государством устанавливались правила жизни всех социальных слоев населения, абсолютом был лишь император. Была четкая сословная иерархия, на вершине которой были воины. Общая политика стран Азии того времени была направлена лишь на монополизацию и укрепление авторитета императорского правительства путем строгих правил и ограничения свобод и имущественных благ.
Также важное значение имела религия, в таких странах как Индия, Китай, Япония - это буддизм. Данная религия определяла жизненные принципы, которые были характерны для восточного человека.
Объяснение: