Сведения о саках содержатся в трудах античных авторов – Арриана, Полиэна, Диодора, Плиния, Ктесия, Помпея Трога, Птоломея, Страбона. Среди них труд Геродота «История», написанный в 5-м веке до н.э., содержит особо ценные сведения о жизни древних племен. Геродот и другие греческие авторы писали о различных сакских племенах. Это массагеты, даи, аримаспы, аргиппеи. Они так описывали саков: «К врагам-беспощадны, к друзьям-верны». Ктесий писал: «Женщины саков сильны, во время войн своим мужьям, вступая вместе с ними в битву». Также греческие историки оценывали саков как «самый справедливый и искренний народ в мире». Геродот и другие историки называли саков «азиатскими скифами».
А вот отрывок из «Истории» Геродота: «Сражаются они верхом на лошадьях и пешие. Знают оба войны; сражаются луками и копьями. Все предметы у них из золота и меди... Головные уборы, пояса украшают золотом. Они ничего не сеют, питаются домашними животными и рыбой. Они пьют молоко. Поклоняются Солнцу, приносят ему в жертву лошадь.»
Отрывок из «Географии» Страбона: «Большинство скифов, которые проживают в районе Каспийского моря, называют даи. На восток от даев проживают массагеты. Остальных называют скифы, однако у каждого племени есть свое название. Все они кочевники. В войне против Кира массагеты доказали свое мужество, которое достойно восхищения. Богом они почитают одно только Солнце и ему приносят в жертву коней. Они прекрасные наездники и пешие воины; вооружены луками, мечами и бронзовыми боевыми топорами; в сражениях они носят золотые пояса и головные повязки. Уздечки и перевязи лошадей у них из золота. Серебра в их стране нет, железа мало, зато медь и золота встречаются в изобилии. Не занимаются земледелием, но живут на манер кочевников, питаясь бараниной и рыбой».
Особую ценность представляют источники, написанные по указам Дария І и Ксеркса. В них содержится интересная информация о древних племенах, живших на территории Казахстана. К древнеперсидским письменным источникам относятся письмена Накш-и-Рустема, Бехистунская надпись. В древнеперсидских клинописных наскальных надписях племенам, жившим на территории Казахстана, чаще всего дают общее название «сак». А в священной книге персов «Авеста» саков называли «турами с быстрыми конями». В древнеперсидских надписях содержатся сведения о политической истории, расселении и быте сакских племен.
Ольга была первой русской правительницей-христианкой. Став христианкой, Ольга сильно изменилась. Нрав ее стал добрее, забыла языческую жестокость, но стремилась жить по закону христианской любви. Княгиня Ольга умерла в 969 году, но потомки хранили о ней самую добрую память. И недаром древний летописец назвал ее «провозвестницей христианской земли» .
Ее внук, князь Владимир Святославич, в 1000 году повелел перенести останки княгини в Десятинную церковь и положить в каменный саркофаг. Рассказывали о чудесах, которые происходили возле останков княгини Ольги. На верху саркофага было устроено оконце. Когда кто-нибудь приходил к гробнице княгини с твердой верой, оконце само открывалось, и было видно нетленное тело, светящееся, словно солнце. И многие люди исцелялись возле гробницы от разных болезней. А кто приходил без веры, тому оконце не отворялось и чудес не случалось.
Уже в XI в. в разных древнерусских источниках прослеживается желание прославить княгиню Ольгу, как православную святую. Однако сам факт канонизации княгини Ольги произошел позднее, когда – неизвестно. В 969 году Ольга была похоронена в земле по христианскому обряду. В 1007 году её внук князь Владимир Креститель перенес мощи святых, включая Ольгу, в основанную им церковь Святой Богородицы в Киеве. По Житию и монаху Иакову тело блаженной княгини сохранилось от тлена. Её «светящееся яко солнце» тело можно было наблюдать через окошко в каменном гробу, которое приоткрывалось для любого истинно верующего христианина, и многие находили там исцеление. Все же прочие видели только гроб. Скорее всего, в княжение Владимира княгиня Ольга начала почитаться как святая. Об этом свидетельствует перенесение её мощей в церковь и описание чудес, данное монахом Иаковом в XI веке. С того времени день памяти святой Ольги (Елены) стал отмечаться 11 июля, по крайней мере, в самой Десятинной церкви. В 1547 году Ольга причислена к лику святой равноапостольной. Такой чести удостоились ещё только 5 святых женщин в христианской истории (Мария Магдалина, первомученица Фекла, мученица Апфия, царица Елена и просветительница Грузии Нина) .
Память равноапостольной Ольги празднуется Православными Церквами русской традиции 11 июля по юлианскому календарю; католическими и др. западными церквами — 24 июля по григорианскому.
Почитается как покровительница вдов и новообращённых христиан.
Олег разгромил "каганат" не в низовьях Мордовии — он захватил столицу Саранск, которая размещалась в среднем течении Днепра, и была потом переименована в Киев. То есть, украинцы в качестве одного из корней имеют не мифических «укров», а древние народы Моша и Эрьзя, подвергшихся около 1200 лет назад мощной ассимиляции древнерусскими племенами. Род занятий у них был широкий и разный, от военного ремесла (которое они отточили до абсолютного мастерства), до собирательства и различного рукоделия и фермерства.
ВЫПИШИ ГЛАВНОЕ
Сведения о саках содержатся в трудах античных авторов – Арриана, Полиэна, Диодора, Плиния, Ктесия, Помпея Трога, Птоломея, Страбона. Среди них труд Геродота «История», написанный в 5-м веке до н.э., содержит особо ценные сведения о жизни древних племен. Геродот и другие греческие авторы писали о различных сакских племенах. Это массагеты, даи, аримаспы, аргиппеи. Они так описывали саков: «К врагам-беспощадны, к друзьям-верны». Ктесий писал: «Женщины саков сильны, во время войн своим мужьям, вступая вместе с ними в битву». Также греческие историки оценывали саков как «самый справедливый и искренний народ в мире». Геродот и другие историки называли саков «азиатскими скифами».
А вот отрывок из «Истории» Геродота: «Сражаются они верхом на лошадьях и пешие. Знают оба войны; сражаются луками и копьями. Все предметы у них из золота и меди... Головные уборы, пояса украшают золотом. Они ничего не сеют, питаются домашними животными и рыбой. Они пьют молоко. Поклоняются Солнцу, приносят ему в жертву лошадь.»
Отрывок из «Географии» Страбона: «Большинство скифов, которые проживают в районе Каспийского моря, называют даи. На восток от даев проживают массагеты. Остальных называют скифы, однако у каждого племени есть свое название. Все они кочевники. В войне против Кира массагеты доказали свое мужество, которое достойно восхищения. Богом они почитают одно только Солнце и ему приносят в жертву коней. Они прекрасные наездники и пешие воины; вооружены луками, мечами и бронзовыми боевыми топорами; в сражениях они носят золотые пояса и головные повязки. Уздечки и перевязи лошадей у них из золота. Серебра в их стране нет, железа мало, зато медь и золота встречаются в изобилии. Не занимаются земледелием, но живут на манер кочевников, питаясь бараниной и рыбой».
Особую ценность представляют источники, написанные по указам Дария І и Ксеркса. В них содержится интересная информация о древних племенах, живших на территории Казахстана. К древнеперсидским письменным источникам относятся письмена Накш-и-Рустема, Бехистунская надпись. В древнеперсидских клинописных наскальных надписях племенам, жившим на территории Казахстана, чаще всего дают общее название «сак». А в священной книге персов «Авеста» саков называли «турами с быстрыми конями». В древнеперсидских надписях содержатся сведения о политической истории, расселении и быте сакских племен.