Заселение Пруссии. Звездное время Тевтонского ордена приходится на XIV в., на период с 1300 по 1382 г. Территории, завоеванные крестоносцами, надо было обжить и обустроить. Началось активное заселение прусской земли. Сюда ехали и шли переселенцы из всех уголков Священной Римской империи — мужчины и женщины, старые и малые, горожане и крестьяне, обстоятельные хозяева, жаждущие обзавестись богатством, и просто любители перемены мест, искавшие приключений.
Первоначально формировалось городское население. Под защитой замков образовывались первые поселения, на их месте создавались города. Среди горожан можно было найти представителей Голландии, Дании, Польши, но большинство составляли немцы. По своему общественному положению это были дворяне, ремесленники, купцы и прочий городской люд.
Крестьяне стали прибывать, в основном после 1280 г., по мере закрепления ордена в Пруссии. Часть земель сохранилась за пруссами, принявшими христианство. Выселять новоявленных христиан власти не хотели, боясь нового восстания, поэтому ко-
62
лонистам пришлось осваивать свободные территории. Так, в южной части прусской земли — Натангии — крестьяне-иноземцы появились только в конце XIV — начале XV в. На территории нынешних Багратионовского и Правдинского районов были основаны города Кройцбург (1315), Цин - тен (1317), Прейсиш-Эйлау (1336).
К началу XV в. граница территории, заселенной немцами, проходила от Куршского залива к Лабиау, севернее Велау шла на Норкиттен, далее на Гердауэн, Норденбург и на запад. К этому времени в долине реки Прегель возникли поселения Инстербург, Георген-бург, Заалау. Было закончено и заселение долины реки Алле. Так произошло заселение центральной и северной частей территории нынешней Калининградской области.
В конце XIV в. приток колонистов снизился, но полностью не прекратился. К этому времени население государства могло составлять до полумиллиона человек, из них немцев — 200 тыс., пруссов и поляков — примерно по 140 тыс. человек. Еще через сто лет основным населением страны окончательно стали немцы.
В это же время появилось новое название жителей орденского государства. Коренное население страны по-прежнему называлось пруссами, тех же, кто заселял ее позднее (орденские братья, прусские купцы, горожане, крестьяне), за ее пределами стали называть «пруссаки». Внутри страны это название прижилось в XV в. и обозначало все население, включая аборигенов.
4 сословия общества (брахманы, кшатрии, вайшьи, шудры)
Брахманы
Головой общества являются брахманы. Брахман — это не просто тот, кто много знает или очень умный. Брахман — это «тот, кто осознал Верховный Брахман», Брахманов очень-очень мало. Практически никого из современных ученых, философов, учителей и т.д. нельзя назвать брахманами. Это, скорее, работники интеллектуального труда, не обладающие даже качествами шудры.
Естественные качества брахмана — это спокойствие ума, владение собой, аскетичность, чистоплотность, удовлетворенность, умение прощать, простота, знание, милосердие, правдивость и безраздельная преданность Верховной Личности Бога.
Учиться, обучать других, постижению пути духа, и проводить поклонение от имени других, раздавать пожертвования и принимать пожертвования — это естественные виды занятий брахманов.
В чрезвычайных обстоятельствах, как временная мера, брахман может поддерживать себя фермерством, мелким независимым бизнесом, платными уроками или консультациями по каким-либо материальным дисциплинам и т.д., но он всегда будет воздерживаться от применения насилия, а также работы по трудовому соглашению. Он всегда будет оставаться «вольным философом», и бескорыстная природа его служения всегда будет брать верх.
Кшатрии
«Кшатрий» в переводе означает «тот, кто защищает от боли». Кшатрии — это руки общества.
Бойцовский дух, героизм, терпение, сила, щедрость, владение собой, умение прощать, верность брахманическим принципам, оптимизм и правдивость — таковы естественные качества кшатрия. Кшатрий призван защищать людей и духовные принципы и поддерживает свое существование, взымая минимальные налоги, пошлины, штрафы и т.д. с подчиненных.
Современные кшатрии предстают, как правило, в двух ипостасях — благородные и великодушные представители власти (военные, работники правохранительных органов, государственные деятели и т.д.), а также руководители фирм и предприятий или их подразделений. Последние, в отличие от вайшьев, сами могут быть плохими бизнесменами, но они обладают властью и могут хорошо организовать других — тех, кто имеет необходимые качества. Обладая природной силой и энтузиазмом, кшатрии сами пробивают себе дорогу в жизнь и завоевывают лидирующее положение. Даже если кшатрии и получают зарплату, они все равно «выбивают» и достают для дела, которым они занимаются, гораздо больше, чем получают. Они признают власть силы и легко подчиняются иерархии, хотя все равно по духу остаются независимыми. Кроме этого, настоящие кшатрии признают власть знания и поэтому принимают совет и руководство брахманов. Кшатрий, использующий силу по отношению к брахманам, обречен, — это низший из людей, и любые его начинания будут оборачиваться бедой и для окружающих, и для него самого.
В окружающем обществе довольно много потенциальных кшатриев. И если преданные обращаются к ним подобающим образом — апеллируя к их естественному качеству великодушия, желания и защищать физически более слабых, то они с удовольствием начинают заниматься практическим преданным служением. В этом случае победа преданных гарантирована.